Вышеславцев А.,
Шапорин Ф., Андреев К.
Московский
Дом Научно-технического Творчества
Молодёжи
Летняя
Творческая Школа как опыт
интеллектуальной адаптации в
учреждениях дополнительного
образования
- Одной из
реакций общества на все
возрастающую роль науки в
современном мире является всё
более ранняя творческая
специализация индивидуума. Это
хорошо понимали ещё и древние,
отразив в мудрости: “Чем
раньше восходит солнце, тем
выше оно в зените”. В наши дни
эта мысль подтверждается во
все увеличивающимся
количестве и расширяющемся
спектре научных конференций,
экспедиций, конкурсов
школьников, в том числе
международного масштаба. На 1999
год планируется около 100 таких
мероприятий, некоторые пройдут
(или прошли) в МДНТТМ
(конференция “Поиск”,
Юношеские чтения им.
Вернадского и др.)
- МДНТТМ,
основанный более 10 лет назад по
инициативе АН СССР как
учреждение дополнительного
образования представляет
собой крупнейшую творческую
“мастерскую” молодёжи города
Москвы не только по количеству
охваченной им одарённой
молодёжи, но и по ассортименту
форм, способов и методов её
“выращивания”. Достаточно
упомянуть ежегодные
конференции “Поиск”,
ежеканикулярные экспедиции,
семинары о современных
проблемах выбора профессий,
вечера “Введение в
специальность и многое другое.
Не случайно при этом, что в 1998 в
сборную команду школьников
России (3 человека) попал и наш
воспитанник, и тем более не
случайно, что эта команда,
приняв впервые участие в
международной конференции в
США, заняла почётное третье
место из более чем 50-ти стран
мира.
- В ряду
указанных форм работы не
последнее место занимают и
летние творческие школы для
одарённых детей, проводимые в
МДНТТМ с 1992 года с целью более
углублённого развития
творческой личности, её
ориентации в себе и в
окружающем мире, в осознании ею
своих индивидуальных
особенностей, в том числе и
психологического плана.
Характерно, что ЛТШ –
дополнительная форма занятий к
дополнительному образованию и
является ещё более “
добровольной” формой занятий,
чем кружки и исследовательские
группы МДНТТМ. Состав
участников – около 10 человек,
время – июнь каждого года,
продолжительность 2-3 недели,
пакет основных предметов:
логика, эйдос, психология
творческого общения.
Дополнительно и индивидуально
(подгруппа в группе) – основы
научной деятельности, ТРИЗ и
др. Существует “режим гостей”
– учёных, режиссёров,
социологов.
- Трудности
ЛТШ – сезон, новизна,
необычность места проведения
учёбы (парки, кафе, лес и т.п.)
преодолеваются режимами
интеллектуальных агрессий и
провокаций, ролевых игр,
мозговых атак, умноженную на
раскованную и “уютную” форму
бесед с чаем, гитарой и шутками.
Школа нацелена на результат,
который не является
обязательным для всех и
поэтому более “ожидаем”. По
опыту прошлых лет – это
творчески значимые результаты
в виде усовершенствованных
конструкций, существенное
продвижение в решении “своих”
проблем, сценарии видеофильмов
и сами фильмы, стихи и песни
(часто “не запланированные”).
Выводы и предложения:
- ЛТШ является
эффективной формой
углублённого развития
личности;
- ЛТШ может
состоять из узкого спектра
обязательных предметов и
широкого;
- Необязательные
итоги действует сильнее
обязательных.
- Накопленный
опыт проведения ЛТШ в МДНТТМ
может быть полезен и в других
организациях дополнительного
образования;
- ЛТШ открыта для
интересного опыта проведения
аналогичных мероприятий в
других организациях.