Вышеславцев А., Шапорин Ф., Андреев К.

Московский Дом Научно-технического Творчества Молодёжи

Летняя Творческая Школа как опыт интеллектуальной адаптации в учреждениях дополнительного образования

  1. Одной из реакций общества на все возрастающую роль науки в современном мире является всё более ранняя творческая специализация индивидуума. Это хорошо понимали ещё и древние, отразив в мудрости: “Чем раньше восходит солнце, тем выше оно в зените”. В наши дни эта мысль подтверждается во все увеличивающимся количестве и расширяющемся спектре научных конференций, экспедиций, конкурсов школьников, в том числе международного масштаба. На 1999 год планируется около 100 таких мероприятий, некоторые пройдут (или прошли) в МДНТТМ (конференция “Поиск”, Юношеские чтения им. Вернадского и др.)
  1. МДНТТМ, основанный более 10 лет назад по инициативе АН СССР как учреждение дополнительного образования представляет собой крупнейшую творческую “мастерскую” молодёжи города Москвы не только по количеству охваченной им одарённой молодёжи, но и по ассортименту форм, способов и методов её “выращивания”. Достаточно упомянуть ежегодные конференции “Поиск”, ежеканикулярные экспедиции, семинары о современных проблемах выбора профессий, вечера “Введение в специальность и многое другое. Не случайно при этом, что в 1998 в сборную команду школьников России (3 человека) попал и наш воспитанник, и тем более не случайно, что эта команда, приняв впервые участие в международной конференции в США, заняла почётное третье место из более чем 50-ти стран мира.
  1. В ряду указанных форм работы не последнее место занимают и летние творческие школы для одарённых детей, проводимые в МДНТТМ с 1992 года с целью более углублённого развития творческой личности, её ориентации в себе и в окружающем мире, в осознании ею своих индивидуальных особенностей, в том числе и психологического плана. Характерно, что ЛТШ – дополнительная форма занятий к дополнительному образованию и является ещё более “ добровольной” формой занятий, чем кружки и исследовательские группы МДНТТМ. Состав участников – около 10 человек, время – июнь каждого года, продолжительность 2-3 недели, пакет основных предметов: логика, эйдос, психология творческого общения. Дополнительно и индивидуально (подгруппа в группе) – основы научной деятельности, ТРИЗ и др. Существует “режим гостей” – учёных, режиссёров, социологов.
  1. Трудности ЛТШ – сезон, новизна, необычность места проведения учёбы (парки, кафе, лес и т.п.) преодолеваются режимами интеллектуальных агрессий и провокаций, ролевых игр, мозговых атак, умноженную на раскованную и “уютную” форму бесед с чаем, гитарой и шутками. Школа нацелена на результат, который не является обязательным для всех и поэтому более “ожидаем”. По опыту прошлых лет – это творчески значимые результаты в виде усовершенствованных конструкций, существенное продвижение в решении “своих” проблем, сценарии видеофильмов и сами фильмы, стихи и песни (часто “не запланированные”).

Выводы и предложения: