Воловикова М.И., Тихомирова С.В.

ИПРАН, Москва

Представления о празднике: пилотажное исследование

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 99-06-00251а)

Праздничная культура всегда составляла важнейшую основу народной жизни. “Естественный эксперимент” по внедрению или запрещению в государственном масштабе отдельных праздников показал их относительную стабильность. Носителем праздничной культуры является человек как субъект праздничного действа. Передача праздников от поколения к поколению осуществляется путем ярких впечатлений, знаний ритуала и конкретных навыков: пения, танцев, хороводов, приготовления праздничных блюд и т.п.

Целью нашего исследования был поиск подхода к составлению “праздничной биографии”: того, как в личностных представлениях отражаются праздники, в которых человек участвовал в течение жизни. В пилотаже 43 старшеклассников-калмыков, 23 студентов-русских (г. Смоленск) и 33 взрослых (возраст от 30 до 60 лет) различных национальностей - калмыков, марийцев, русских, белорусов, осетин, чеченцев, казахов, татар, абхазев, балкар - просили: 1. Подобрать ассоциации к слову “праздник”; 2. Описать особенно запомнившийся праздник и ответить на вопрос, чем именно он запомнился, а также указать, к какому возрасту относятся эти воспоминания. Контент-анализ ответов показал следующее. В представлениях лиц разного возраста и разных национальностей праздник ассоциируется с радостью, весельем, отдыхом, друзьями, коллективными гуляниями, застольем. У подростков к этому добавляется дискотека и “много денег”, у взрослых мужчин - выпивка. С радостью и отдыхом праздник ассоциируется чаще у взрослых, а у подростков - с весельем и свободой от уроков. Подростки-калмыки назвали запомнившимся праздником Новый год (46%), день рождения (30%), “день св. Валентина (7%). По одному упоминанию о 1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, Рождестве, победе любимой команды, поступления в лицей. У русских студентов также названы Новый год, “советские праздники”, день рождения, события, связанные с личной жизнью. Есть упоминание народного праздника (масленица). Взрослые назвали Новый год (15%), “советские” праздники (21%), причем, преимущественно 1 Мая (12%), а также новые праздники (день археолога и 1 сентября). Из церковных праздников названо Рождество (9%), Старый Новый год. Особый интерес представляют национальные праздники (12%): праздник цветов (Мари Эл), осетинский праздник в роще св. Хетага, калмыцкий Цаган Сар (детские воспоминания о праздновании в Сибири во время репатриации), абхазский Хячхуама. Название некоторых национальных праздников не указано, а есть лишь общее определение: “деревенский праздник” (Белорусь), “праздник-фестиваль карачаево-балкарской этнической культуры”. Возраст, к которому относится воспоминание, варьируется от 6 лет (преимущественно, у женщин) до возраста самого рассказчика. Микро-семантический анализ показал, что системообразующей темой рассказов является опыт общности, единства с другими людьми, обретаемый во время участия в праздничном действе. Мера такой общности различна: от семейного единства (в рассказах женщин) до чувства единения с миром и природой. Последнее характерно именно для национальных и церковных праздников. Вошедшие в представления наших современников “советские” праздники также связаны с чувством разделенной коллективной (массовой) радостью (весельем). Новый год, занимающий промежуточное положение между церковным и “легализованным” государственным праздником, запоминается своим символическим характером - как таинственное начало новой жизни. Описания национально-религиозных праздников отличает исключительная глубина и сакральная насыщенность смыслов и ритуалов. Делается вывод о значении праздничной культуры в национальном становлении личности.