Воловикова М.И., Серединская З.И.

Институт психологии Российской академии наук.

Высший психологический колледж. Москва

ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ “ДЕРЕВО” - СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

(модификация методики и результаты пилотажного исследования)

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 98-06-08082)

Рисуночные методики, с одной стороны, позволяют составить целостное впечатление о другом человеке, но, с другой - они плохо поддаются стандартизации. Одним из примеров стандартизированного подхода является работа R. Stora по графическому тесту “Дерево” (Stora, 1978). Интерпретация отдельных графических приемов, способов и характера рисования позволяет делать выводы о личностных чертах и о некоторых из личностных проблем рисующего. Образ дерева является древним символом. Корнями находясь в земле, ветвями своими дерево устремляется в небо. Часто в поэзии дерево отождествляется с человеком: то грустным, то задумчивым, реже - радостным (Трофимов, 1997). Леса - легкие планеты - помогают нам выдержать летний зной и духоту, а общение с природой восстанавливает “экологию души” (Абульханова, 1998). В эстетическом взаимодействии с природой обе взаимодействующие стороны выступают как субъекты общения: природа раскрывается человеку и человек открывает себя в природе. Среди запомнившихся образов есть и образы деревьев. В нашем исследовании мы исходили из предположения, что способы описания “знакомого” дерева отражают актуальное состояние человека и включают его жизненные перспективы. Инструкция рисуночного теста была дополнена просьбой вспомнить образ конкретного дерева, которое произвело на опрашиваемого особенное впечатление, просьбой описать это дерева, а также вспомнить ту мысль или чувство, которое оно вызвало. Только после этого шло задание: 1. Нарисовать это дерево; 2. Перевернув лист бумаги, нарисовать на обратной стороне любое дерево (т.е. стандартное задание рисуночного теста). Сопоставление контент-анализа рассказов с графическим анализом рисунков лиц в возрастной группе от 40 до 50 лет и однородной по своему социальному статусу (42 человека, служащие 2-х фирм) показало следующее. В рассказах о конкретном дереве ведущее место заняли темы одиночества, возраста (старения), любви, высоких человеческих чувств (восторг, свобода, радость, свет, чувство необычности), а также чувства защищенности, покоя, мощи. Анализ графики рисунков, выполненный по традиционной, но предельно упрощенной схеме, показал наличие этих же тем в графике рисунков, причем, были обнаружены гендерные различия в проблемах, о которых можно судить по рисункам. Если у женщин “старше 40” на первое место выступили потребность в строгой систематизации на основе привычек и видение реальности, но стремление избежать ее в мечтах, как не соответствующую желаниям, то у мужчин на первом месте оказались внутренний конфликт и страдание. Делается вывод о том, что выявленные темы связаны с реальными проблемами, с которыми сталкиваются в настоящее время лица этой возрастной группы. Следует также отметить, что модификация известной методики позволяет собрать более богатый и личностно окрашенный материал по каждому испытуемому и что задание о “знакомом дереве” выполняется легче, чем стандартная инструкция “нарисуйте дерево...”. Второй рисунок (на обратной стороне листа) оказался менее информативным.