Виленская Г.А., Сергиенко Е.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва.

Сравнительные особенности развития контроля поведения у моно- и дизиготных близнецов

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 99-06-00051А)

Целью данного исследования было изучение динамики контроля поведения в раннем онтогенезе, изучение его индивидуальных особенностей и соотношения биологических и социальных факторов в его становлении. Контроль поведения является одной из форм произвольной регуляции у человека. Мы предполагаем, что он берет свое начало в фундаментальном свойстве психики -—антиципации, т.е. предвосхищающем поведении. Таким образом, мы можем рассматривать онтогенез контроля поведения, согласно известному тезису С.Л. Рубинштейна, как пример действия внешних причин через внутренние условия развития. В отечественной психологии ведущая роль в развитии регуляции поведения у ребенка, как правило, отводится внешнему регулятору (взрослому) при недооценке внутренних предпосылок ребенка к возможности саморегуляции и неучете индивидуальных особенностей детей, влияющих на скорость и формы развития саморегуляции. В качестве одной из внутренних предпосылок развития контроля мы рассматриваем темперамент, понимаемый как формально-динамические, или стилевые свойства индивида, во многом обусловленные генетически. Темперамент можно рассматривать как своеобразный фильтр средовых воздействий, модулирующий их влияние на развитие ребенка.

В лонгитюдном исследовании, проводимой группой раннего онтогенеза лаборатории когнитивныйх процессов ИП РАН под руководством Е.А. Сергиенко, принимали участие семьи монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) однополых близнецов. Срезы проводились в 3-5 мес., 7-9 мес., 12-14 мес., 16-18 мес., 24-26 мес., 30-32 мес., 36 мес. Изложенные результаты получены на 142 измерениях МЗ и 112 - ДЗ. Применялся тест-опросник Ж.Балленжи “День ребенка”. Он определяет темперамент ребенка, особенности его отношений с окружающими, а также тип семейного воспитания, что позволяет оценить средовые влияния на формирование поведенческой регуляции. Темперамент определяется как эмоциональный стиль, представляющий собой индивидуальный способ регуляции эраузала и предпочитаемые каналы разрядки внутреннего напряжения. Индивидуальное сочетание темперамента и социальных взаимодействий называется характером.

Были получены следующие результаты. У МЗ близнецов дезадаптивные типы характера (трудный и пассивный) на протяжении практически всего исследуемого периода в сумме по частоте превосходят “нормальные” (легкий и стеничный). У ДЗ близнецов чаще всего встречаются легкий и пассивный характер, и легкий характер становится преобладающим на 3-ем году жизни, что может говорить о созревании эмоциональной регуляции, более успешном по сравнению с МЗ близнецами. Развитие регуляции у ДЗ происходит от максимально тесных отношений с родителями и первоначального жесткого внешнего контроля поведения к постепенной сепарации от родителей, с одновременным развитием внутреннего контроля эмоций и поведения. У МЗ близнецов при аналогичном изначальном внешнем контроле, развитие внутренних средств регуляции происходит менее успешно, и к 3 годам они по-прежнему нуждаются в помощи извне для регуляции собственного поведения. Видимо, МЗ близнецы в этот период испытывают недостаток внешней организации поведения (у них часто встречаются недостаточно стимулирующие семьи), который, среди других факторов, и приводит затем к несформированности внутреннего контроля. Кроме того, среди МЗ близнецов преобладают дети с трудным характером, которые более чувствительны к негативным влияниям среды.