Вихристюк О.В., Дорофеев Е.Д.

Российский Центр гуманитарного образования.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Влияние личностных свойств на политический выбор

Современная политика, искусство управления обществом – дело в высшей степени сложное. Эффективное решение стоящих перед обществом задач требует глубоких, разносторонних знаний, поэтому к функции лидерства предъявляются высокие требования. Между тем выбор общенационального лидера определяет большинство населения, т.е. люди, в массе своей не обладающие какими-либо исключительными политически-профессиональными знаниями. Это реальное противоречие демократии отмечалось философами еще с античных времен. А.М. Цуладзе в своей работе (Формирование имиджа политика в России. М., 1999) указывает на то, что “свое решение большинство избирателей принимает, опираясь не на рациональные доводы, не на критический анализ многочисленных политических лозунгов и программ, не на детальное изучение биографий кандидатов, их личных качеств, а полагаясь, скорее, на интуицию, на комплекс внешних впечатлений о кандидатах, на их образ”. В той же работе А.М. Цуладзе указывает на то, что по мнению многих зарубежных политологов, ориентация электората на имидж политика, а не на программу, которую он предполагает воплощать, не только не имеет сегодня тенденции к уменьшению, но, напротив, возрастает. Вопрос о том почему именно этот политический лидер, обладающий определенным набором качеств, имеющий в глазах избирателя некоторый образ явился для этого избирателя наиболее предпочитаемым из множества других лидеров, партий, движений стоит как нам кажется особого внимания, т.к. позволит с одной стороны грамотно воздействовать на избирателя, а с другой - с более высокой степенью вероятности прогнозировать результаты различных выборов.

В нашем исследовании (Дипломная работа О. Коротиной, 1998) использовались две методики: 1) многофакторный опросник личности Р.Б.Кэттелла (16PF- опросник); 2) разработанная нами анкета, направленная на изучение представлений респондентов (потенциальных избирателей) о пяти наиболее известных политических лидерах, основных кандидатах в президенты на выборах 1996 года.

Разработанная нами анкета включает в себя двадцать четыре вопроса. Вопросы составлялись на основе “триадной парадигмы”, трех компонентов межличностного общения, в тех или иных формулировках, выделяемые многими социальными психологами: поведенческий компонент, аффективный компонент и гностический компонент. Также, при составлении данной группы вопросов мы исходили из способов презентации образа собственному сознанию субьекта - т. е. модальности образа (выделяют три модальности: визуальная, аудиальная и кинестетичекая). Выборка составила пятьдесят человек. В основном это молодежь (76%), а также люди среднего и пожилого возрастов (24%). Обработка результатов исследования позволила прежде всего выявить некоторые принципы выбора респондентами политических лидеров, т. е. качества политика, на которые прежде всего обращают внимание избиратели при выборе политических лидеров.

Безусловно, результаты предварительного исследования должны быть переработаны, критически осмысленны и дополнены новыми разработками. Как уже отмечалось выше, работа была бы неполной, если бы мы не видели возможности интерпритации данных с точки зрения действия определенных психологических механизмов, которые обуславливают выбор (помимо других уже известных факторов) социального объекта (т.е. политического лидера, партии, политического движения).