Вавилов В.А., Вавилов В.В.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза

Профессиогенез - исторически развивающийся процесс профессионализации общества, характеризующийся:
а) совершенствованием качества профессионального труда, его безопасности, эффективности, экологичности и психологической привлекательности; б) общественным признанием статуса профессионала, как специалиста высшего уровня мастерства, ориентированного на полное удовлетворение потребностей потребителя; в) утверждением профессии как социального института, ответственного за: 1) систематизацию практического опыта для научного осмысления профессионального труда как духовного творения; 2) распространение лучших образцов труда (в том числе профессиональных приемов и прогрессивных техник) для перманентного подъема общего уровня профессионального мастерства; 3) накопление и развитие специальных знаний для их передачи следующему поколению; 4) сохранение морально-нравственных ценностей труда для формирования профессиональной этики общественного служения.

Теория профессиогенеза описывает характер, особенности и психологическое содержание процессов взаимодействия человека, общества и государства в профессиональном труде, выявляя исторически возникающие формы, информационно-психологические механизмы и закономерности, обусловливающие развитие человека, социальный и научно технический прогресс.

Взаимодействие, приводящее к взаимному развитию, возможно тогда, когда все участники этого взаимодействия имеют статус субъекта, т.е. свободны, независимы, правомочны и компетентны. Если в обычной жизненной ситуации взаимодействия человека, общества и государства строятся на основе отчуждения ряда прав индивида и ограничение его свободы (при этом общество и государство выступают как иерархические уровни регуляции поведения индивид), то в профессиональной ситуации взаимодействия индивида, общества и государства строятся на паритетных началах. Индивид в статусе субъекта этого взаимодействия ответственен не перед обществом и не перед государством, в первую очередь он ответственен перед истиной. Богом, и самим собой. В средние века говорили: “Бог для дела выбирает одного”.

В соответствии с их происхождением (человек, общество, государство) теория профессиогенеза выявляет следующие типы субъектов: индивидуальный, коллективный, персонифицированно-рассредоточенный. Каждый тип субъекта характеризуется своей особой структурой. Тип субъекта, презентирующего государство, имеет пирамидальную структуру, соответствующую пирамиде власти, где высшие уровни представлены персонифицированными субъектами, а следующие за ними - рассредоточенными субъектами, т.е. субъектами, рассредоточенными по незначительным должностям, каждая из которых имеет ограниченный в профессиональном отношении (а значит и в отношении развития человека) диапазон возможностей.

Три психологические проблемы субъекта считаются основными в теории профессиогенеза: проблема “маленького” человека, проблема “большого” человека, проблема талантливого человека. Проблема “маленького” человека, хорошо известная по русской классической литературе, это проблема, порожденная расхождением между возможностями духовного роста, открывающимися человеку профессией как социальным институтом, между потребностью человека в развитии и должностью, низводящей человека на роль винтика в огромном государственном механизме. Проблема “большого” человека впервые осмыслена М. Лютером, как проблема несоответствия между богатыми возможностями социального благоустройства общественной жизни, предоставляемыми соответствующими полномочиями высокой должности, и реальными действиями людей, использующих эти должности для личного благоустройства и обогащения. “Должности созданы Богом для добра, - по выражению М. Лютера, - а человек обращает их во зло”. Говоря словами профессиогенетической теории, если первая проблема - это проблема несоответствия рабочего места потребностям и возможностям человека, то вторая - это проблема несоответствия человека требованиям и возможностям рабочего места. Решение этих проблем связано с созданием профессиональной вертикали: рабочее место - фирма - отрасль - государство. Проблема талантливого человека - это проблема несоответствия профессиональных возможностей коллективного и персонифицированно-рассредоточенного субъектов профессиональным способностям индивидуального субъекта.

Решение этой проблемы связано с разделением провитальных функций на государственном уровне и формированием субъектов следующих трех видов: жизнеобеспечивающей деятельности, стабилизирующей деятельности, преобразующей деятельности.