Вахин А.А.

Российская академия госслужбы. Москва

О некоторых особенностях мотивации и целеполагания

экономического поведения социальных субъектов

Проблематика мотивации и целеполагания в деятельности различных социальных субъектов (индивида, группы, структурированной группы вовлеченной в профессиональную деятельность — коллектива и т.д.) изучена достаточно основательно в мировой психологической науке. Но при всех достижениях в разработке данной темы существуют некие лакуны, белые пятна, освещение которых еще впереди. К данным пятнам со всем основание можно отнести такую проблему как экономическое поведение социальных субъектов.

Подходы к изучению данной темы наиболее разработаны в зарубежной психологии (Тейлор, Хекхаузен, Кейнс, Вудкок, Питерс, Уотермен и др.), которая с момента своего возникновения имела дело с психологическими реалиями экономических взаимоотношений. Наиболее ярко эти взаимоотношения проявили себя в феномене предпринимательства и в так называемом феномене корпоративного поведения (поведения организации как единого целого) в экономическом пространстве социума.

Исследования зарубежных и многих отечественных ученых строятся на основе структурного подхода, в рамках которого изучается мотивация деятельности, выявляются личностные и социально-психологические особенности субъектов предпринимательской и экономической деятельности. Но необходимо особо выделить деятельностный подход (Хекхаузен, Леонтьев, Рубинштейн), описывающий поведение через детерминацию совместной (социальной) деятельности. Эта концептуальный подход дифференцирует описательный и феноменологических ряд особенностей экономического поведения, в котором приматом является исключительно экономическая выгода и экономическая свобода. Мировой опыт изучения экономического поведения отмечает, что наиболее характерными его чертами являются новаторство, энергичность, независимость, повышенная склонность к риску, нацеленность на задачу, высокая мотивация достижения, “растворяющие” феномен собственно экономической выгоды (получения максимальной прибыли). При этом ведущей мотивационной сферой и сферой целеполагания является именно нацеленность на новую, нестандартную задачу, в решении которой зачастую заключается смысл данного поведения. Для отечественной психологической науки данная тематика долгое время оставалась недоступной ни в теории, ни в практике. Но последние годы наметили мощную волну исследований. Появились интересные и значимые работы на эту тему отечественных исследователей (Андреева, Дружинин, Журавлев, Климов, Попов, Радаев, Рощин, Русалов, Шихирев, и др.), в которых отмечается формирование у современного русского человека нового типа мотивации и целеполагания, что позволяет ему быть более жизнеспособным в реальных рыночных условиях России. Но за способностью выживать стоит еще и возможность самоактуализации в новых условиях, возможность самовыражения и обретения смысла профессиональной деятельности и самой жизни.

В заключении необходимо отметить, что работы именно психологов, направленные на изучение феномена экономического поведения дают возможность не только расширить научную базу (и теоретическую, и практическую), но и повлиять на ход социальных процессов, внеся столь ожидаемую ясность и ощущение перспектив.