Трофимов А.А.

Журнал "Глаголы жизни". Москва

Символическое понимание праздника

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 99-06-00251а)

Праздник является важнейшим явлением жизни народа и каждой конкретной личности. Праздников ждут, к ним готовятся. О праздниках долго помнят. Во все времена именно праздничное действо составляло способ свободной, радостной передачи и сохранения традиционной культуры. Но степень осознанности смысла, особенного оттенка каждого из праздников различна. Есть праздники личные: рождения, именины, памятные дни семейных событий. Есть праздники, связанные с историей страны. Смысл таких праздников близок и понятен человеку. Есть праздники, связанные с культурной традицией народа или этноса. Смысл их глубок, символичен и, как показала наша история, теряется в период ломки традиционного жизненного уклада. Восстановить этот смысл позволяет обращение к этимологии.

Слово "праздник" имеет три составные части: "пра", "зд" и "ник". "Пра" - приставка, имеющая усилительное значение или обозначающая высочайшую степень; также выступает в значении "начало чего-либо". Корень "зд" происходит от старославянского "зьдати" ("здати") - т.е. создавать, сооружать, строить. Другое значение "зде" - тут, здесь, на этом месте, сюда. "Ник" - это суффикс. Ключевыми в понимании символического смысла слова "праздник" выступают морфемы "пра" и "зд". Итак, первое значение: "пра-зд" - это то, что было создано (сооружено, построено) очень давно - и в то же время находится в родстве с настоящим. Второе значение: "пра-зде" - это то, что существовало задолго до того, как явилось здесь, тут, на этом месте. Таким образом, значение слова "праздник" можно осмыслить так: это воспоминание и соучастие в событиях той жизни, которая была до того, как явился этот мир (наша вселенная, земля и люди). Это воспоминание об ином бытии, об ином мире, который существовал прежде нас, в ином времени и пространстве. Но что это за мир? Об этом повествует Библия - это мир непадший, в котором не было смерти и тления, где не было "ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная". Т.е. праздник - это воспоминание о Рае, о райской жизни. В празднике, в самой идее его проведения, оформления мы видим стремление вспомнить и задержаться в том состоянии, когда времени нет, когда наступает вечность.

В древности праздники были связаны с религиозной традицией. В этот день участники празднования могли максимально приблизиться к сфере сакральной. Суть праздника в этой обращенности к духовно-религиозному началу. Даже в светских праздниках прослеживаются связи с религиозным началом и, как правило, обряды мирских праздников являют собой профанацию религиозных действ. Искажение духовного значения слова получается тогда, когда вместо праздника как приобщения к вечности предлагается "праздность".

Анализируется особенность представлений о времени, лежащая в основании годичных и других циклов календарных праздников.