Титов Е.В.

Кафедра психологии в/ч 63345. Москва

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯ ЦИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (САМОВОЗДЕЙСТВИЯ)

В свете необходимости интеграции психологического знания и систематизации категориально-понятийного аппарата психологии предлагается как возможное и продуктивное нижеследующее соотнесение понятий "психологическая саморегуляция" (близкие понятия: психическая, эмоционально-волевая, психогигиеническая саморегуляция и др.) и "психологическое воздействие (ПВ)".

Ранее ПВ было определено автором как воздействие, осуществляющееся в отношении субъекта и вызывающее причинно-следственные изменения в его психике (и опосредованно - в поведении). Источником воздействия выступают как неодушевленные предметы и явления, так и определенные субъекты (люди, животные). В то же время субъект, рассматриваемый как источник воздействия, может осуществлять ПВ как на других лиц, так и на самого себя, порождая - целенаправленно или интуитивно - определенные видоизменения в содержании собственной психики (например, снижение интенсивности эмоционального возбуждения, инициацию волевого усилия и т.п.); данный акт по своей сущности является психологическим самовоздействием (ПсВ). Если же ПсВ выполняет некоторую регулирующую функцию, то оно выступает как явление психологической саморегуляции (ПсР), которое, следовательно, может рассматриваться в качестве особой формы психологического воздействия.

Важно подчеркнуть, что ПсВ (и, соответственно, ПсР) является атрибутивной стороной любого субъект-субъектного ПВ, поскольку для совершения акта воздействия на другое лицо воздействующий неизбежно должен активизировать, использовать в качестве "внутренних средств" - и значит видоизменить - те или иные компоненты собственной психики. В этой связи теоретический анализ требует специального уточнения того, что же представляет собой субъект иерархической градации "ПВ - ПсВ - ПсР" ("Я", субъектный центр?), поскольку, строго говоря, смысл данного понятия не сводится ни к телу индивида, ни к его мозгу, нервной системе, ни даже к содержанию его психики, ибо оппозиция "Я - мое" (например, Я и мое тело) сохраняется как факт и на психологическом уровне (мои мысли, мое чувство и пр.).