Стрельцова И.В.

Смоленский гуманитарный университет

СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ГИПТЕЗЫ В УСЛОВИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривая способ осуществления перцептивной активности как процесс решения задач, такие ученые как Р. Арнхейм, Н.Н. Волков, Р. Грегори, Н.Н. Ланге и др., выявили специфику перцептивных задач, их структурные компоненты и принципы. Но “ключевой пункт проблемы – зарождение и становление перцептивной гипотезы (идеи решения)”, до сих пор изучен слабо.

На наш взгляд, прогнозирование будущего результата можно проследить с помощью типа восприятия, используя его как индикатор определенной стратегии решения перцептивной задачи. В данном исследовании мы опирались на методологические принципы, выдвинутые С.Л. Рубинштейном, и концепцию перцептивной системы, разработанную В.А. Барабанщиковым.

В русле системно-генетического анализа динамики зрительного восприятия движение перцептивной системы является развитием, которое ведет к реорганизации воспринимаемого и возникновению качественных новообразований. Новая же чувственная данность в свою очередь рождается в процессе активности субъекта на основе имеющихся предпосылок. В нашем случае такими предпосылками являются типы восприятия. Опираясь на предположение о том, что такие параметры когнитивного стиля как полезависимость-поленезависимость являются всепроникающими и были определены Г. Уиткиным в ходе исследования перцептивной сферы как аналитический и синтетический типы восприятия, мы позволили себе на первом этапе нашего исследования воспользоваться данной типологией перцептивной сферы и соответствующим тестовым инструментом.

После выявления студентов с аналитическим (поленезависимые) и с синтетическим (полезависимые) типами восприятия был проведен анализ успеваемости данных студентов в изобразительной деятельности (точнее, по живописи и рисунку). В качестве показателей успеваемости использовались количественные характеристики, то есть оценки, которые выставлялись группой экспертов. Результаты анализа показали следующее: студенты с аналитическим типом восприятия имеют более высокую успеваемость по рисунку (33 %), чем по живописи (22 %), а студенты с синтетическим типом восприятия имеют более высокую успеваемость по живописи (56 %), чем по рисунку (11 %).

Анализируя работы студентов и пытаясь установить адекватность зрительного образа (изображения), мы касаемся лишь одного плана перцептивного процесса – его конечного продукта. Но для того, чтобы проследить как достигается подобная адекватность, необходимо проследить стадиальный переход, поэтапное развертывание образа внутренней структуры объекта. В свою очередь, смена этапов, стадий или фаз развития перцептивной системы так или иначе касается и прогноза восприятия, и тех критериев результата, которые с ним связаны. Таким образом, чтобы выявить специфику построения перцептивной гипотезы, следующим этапом нашего исследования будет определение фазности процесса восприятия применительно к конкретному (изобразительному) виду деятельности. Согласно перцептивному закону, предложенному Н.Н. Ланге еще в конце ХIХ века, в восприятии можно выделить три (или четыре) фазы. Но мы уверены, на это еще указывал Н.Н. Волков, что в зависимости от специфики конкретной деятельности количество и качество перцептивных фаз будет варьироваться, сохраняя общий принцип перехода от глобально адекватного отражения к отражению, адекватному также и в деталях. Мы также предполагаем, что стадиальность восприятия зависит не только от специфики деятельности, но и от стилевой дихотомии аналитичность-синтетичность, именно она, на наш взгляд, определяет качество перцепции и, соответственно, качество будущего результата, степень адекватности образа. Целенаправленная изобразительная деятельность, будь то живопись или рисунок, предполагает наблюдение, на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую “теоретическую деятельность”. Теоретическая деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого (С.Л. Рубинштейн). Проследив стадиальность визуального восприятия в условиях изобразительной деятельности, можно определить специфику функционирования аналитико-синтетического компонента на каждой из стадий и его качественное влияние на конечный результат изображения. Подобный анализ перцептивного процесса даст необходимый материал для построения развернутой типологии визуального восприятия.

Итак, по-видимому, только проанализировав условия и специфику изобразительной деятельности, выявив особенности фазности перцепции в конкретном случае и установив их качественную зависимость от стилевой дихотомии “аналитичность-синтетичность” можно дать окончательное объяснение результатам нашего исследования, которые были описаны выше.