Соснина Л.М., Воловикова М.И.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Личностные представления о справедливости

(результаты пилотажного исследования)

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 98-06-08082)

Представления о справедливости давно привлекают внимание психологов, но в отечественной психологии эта тема пока разработана слабо. Главная причина имеет известный исторический характер. Причем, нарушения справедливости в государственном масштабе начались не в октябре 1917-го. Российская история дает много примеров бесправия, от которого не ограждало самое высокое общественное положение, занимаемое личностью. Особенность российской ментальности состоит в том, что веками накапливался опыт того, что вопрос о справедливости разрешается на духовном уровне: и царь, и нищий в равной мере отвечают перед судом своей совести за свои поступки и деяния, а суд человеческий, включая несправедливое наказание или несправедливое деяние, не подменяет собою этот высший суд совести. Другой стороной нашего исторического опыта оказалась особая роль лица, облеченного властью, как вершителя справедливости. Мы предположили, что представления о справедливости в нашем отечестве должны носить характер, отличный от представлений в западных странах, причем на личностном уровне эти различия должны оказаться особенно значительными. Если в основе принятого понимания социальной справедливости лежит принцип равенства ("equity theory"), то очевидное неравенство, из века в век и из десятилетия в десятилетие воспроизводимые на всех социальных и общественных уровнях в нашей стране, могли привести к своеобразной картине понимания справедливости. Субъектный подход определил основной метод нашего пилотажного исследования. 25 человек различного возраста (от 18 до 58 лет, 17 -женщин и 8 мужчин) просили дать по 3 ассоциации на слово "справедливость", описать конкретные примеры справедливости из личного опыта (в детстве, юности и в настоящее время), вспомнить лицо, известное им, о котором они могли бы сказать, что это действительно справедливый человек, описать черты его характера и привести конкретный случай, доказывающий, что описываемое лицо является справедливым человеком. Контент-анализ полученных ответов показал следующее. Слово "справедливость" чаще всего ассоциируется со словом "честность". Следующую группу составили ассоциации со словами "воздаяние", "правда", "равенство" и следующую - со словами "совесть", "искренность", "порядочность", "объективность". Редкие ассоциации со словом "истина" могут быть объяснены отечественной спецификой понимания "правды" и "истины" (Знаков, 1997). Как и следовало ожидать, в качестве примеров справедливости часто приводятся случаи несправедливости и обиды по этому поводу. На уровне описания конкретного субъекта, носителя справедливости, представления принимают характер целостности. Перечисленные личностные черты образовали четыре больших группы: 1-я (40% дескрипторов) - "добрый" (доброжелательный, проявляет участие к человеку, снисходительный, заботливый, способный понять и успокоить, способен прощать и забывать обиды, не может отказать в помощи, милосердный); 2-я (25%) - "честный" (ответственный, правдивый, решительный, строгий, совестливый, храбрый, стойкий, не льстит, не лицемерит, не обманывает); 3-я (20%) - "открытый" (общительный, умеет слушать, обладает способностью верить другим, доверчивый, искренний, мягкий); 4-я (13%) - "рассудительный" (обладает логическим мышлением, умный, интеллигентный, делится знаниями, проявляет понимание в решении чужих проблем, мудрый, спокойный, объективный, уравновешенный, хладнокровный, умеет найти выход из трудной ситуации, способен вести размеренный образ жизни, не бросается в крайности, без вредных привычек). Несколько дескрипторов, не вошедших ни в одну группу, можно объединить под названием "не от мира сего" (не может найти себя в жизни, довольствуется малым). Группа "честный" оказывается неоднозначной по значению и в нее входят такие определения как, например, "честно указывает на недостатки", что позволяет предполагать включение в представления о справедливом человеке типажа "борца за справедливость", которым так богата была наша недавняя история. Среди примеров конкретных поступков преобладают темы защиты, милосердия и способности скрыть, не обнаружить несправедливый поступок близкого лица (как правило, самого рассказчика). По результатам пилотажа планируется проведение кросс-культурного исследования представлений о справедливости.