Смирнова Н.Л.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

О взаимосвязи социальных представлений и Я-концепции

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 97-06-08193).

Проблема соотношения внешних воздействий, влияний и внутренних условий имеет длительную историю. С.Л. Рубинштейном было сформулировано положение об опосредовании воздействий внешнего объекта через внутренние условия и введение в образ внешнего мира (проецирование) определенных элементов “Я”, установок, тенденций, личности.

В настоящей работе в качестве внешних объектов выступали сказочные персонажи (СП), а внутренними условиями - представления о собственном Я. Была предпринята попытка сопоставления представлений о СП с определенными аспектами Я-концепции. Мы предположили, что СП как прототипы обладают универсальным значением и отражают широко распространенные модели человеческого поведения. Исследование представлений о СП позволяет, на наш взгляд, получить информацию о личностных особенностях испытуемых по типу приписывания этим персонажам своих собственных реальных или желаемых черт.

В задачи эмпирического исследования входило: 1) составление психологических портретов СП; 2) нахождение связей между реальной и идеальной самооценкой респондентов и представлениями о СП. Гипотеза исследования: степень принятия себя оказывает влияние на восприятие СП: чем выше степень принятия самого себя, тем позитивнее воспринимаются СП. Для исследования личностных особенностей СП мы воспользовались методикой личностного семантического дифференциала (ЛД), которая позволяет выделить три составляющие. С помощью методики ЛД испытуемый производил оценку шести сказочных персонажей (Бабы-Яги, Змея Горыныча, Иванушки-Дурачка, Ильи-Муромца, Сестрицы Аленушки и Царевны Лягушки), а также реальную и идеальную самооценку. Соответствие между Я-реальным и Я-идеальным рассматривалось как показатель психологической адаптированности индивида. В исследовании участвовал 21 школьник 10-12 лет (11 мальчиков и 10 девочек), учащиеся 6-го класса.

Представления о СП в основном позитивны, кроме представлений о Бабе-Яге и Змее-Горыныче, которых оценили как отрицательных. Наиболее привлекательными в восприятии наших респондентов оказались Царевна Лягушка, Сестрица Аленушка и Илья-Муромец. Ioaiea Eeue Io?iioa niaiaea n ?-eaaaeuiui. Ioaiea Eaaia-Ao?aea n ?-?aaeuiui. Гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение: ребята, из числа наиболее принимающих, позитивно относящихся к самим себе, имеют способность видеть позитивно и СП.

В целом, по отношению к СП наших испытуемых можно разделить на две группы: 1) ребят с высокой степенью согласованности Я-реального и Я-идеального и 2) ребят с низкой степенью согласованности. В первой группе сказочные персонажи воспринимаются как комплементарные: испытуемые, позитивно относящиеся к самим себе, склонны и сказочных персонажей воспринимать позитивно. Во второй группе восприятие СП становится компенсаторным: ребята с низкой степенью принятия себя стремятся увидеть в СП так недостающие им самим черты: силу, уверенность в себе, общительность.