Смирнов А.А., Хапина Н.В.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Субъективно-семантические образы учебных задач у школьников

Одной из важных проблем, изучаемых психологией мышления, является сочетание творческих и репродуктивных компонентов при решении задачи. Большая часть психологических исследований направлена на выявление особенностей творческого мышления. Вместе с тем, успешность обучения учащегося, становление профессионала предполагает овладение субъектом некоторым опытом решения задач и использование его при встрече с новыми задачами. Мы предположили, что этот опыт фиксируется индивидом в форме субъективной классификации задач (что можно рассматривать как частное проявление характерной для субъекта “логики классифицирующего естествознания”, по С.Л. Рубинштейну), его использование осуществляется посредством категоризации задачи, т.е. отнесения ее к определенному типу в рамках данной классификации. Это приводит к актуализации знаний, необходимых для решения задачи. Дифференциация задач, их описание и составление классификации может осуществляться на основе существенных признаков, характеризующих задачу, а также с использованием ее второстепенных признаков, по тем или иным причинам важных для субъекта (С.Л. Рубинштейн говорил о “сильных” признаках). К ним могут быть отнесены субъективно-семантические признаки задачи.

Мы предположили, что у школьников формируются достаточно дифференцированные субъективно-семантические образы различных понятий, характеризующих некоторые типы учебных задач, и эти образы будут различны для учеников с разным учебным опытом решения задач. Для проверки этого предположения нами было проведено исследование, в котором приняли участие школьники с углубленным изучением дисциплин физико-математического цикла (28 человек), иностранных языков (29) и школьников обычных общеобразовательных классов (37). Им предлагалось оценить по 26 субъективно-семантическим шкалам следующие понятия: задача, алгебраическая задача, математическая задача, геометрическая задача, арифметическая задача, физическая задача и химическая задача. Проведенное исследование позволило получить следующие выводы:

Существуют субъективно-семантические характеристики учебных задач, достаточно легко выделяемые испытуемыми, и имеющими тенденцию к сближению у разных групп субъектов.

Были установлены обобщенные субъективно-семантические образы исследованных понятий.

Обнаружена близость в семантическом пространстве понятий “задача”, “алгебраическая задача”, “математическая задача”, “арифметическая задача”, а также понятий “геометрическая задача” и “физическая задача”.

Установлено существование различий и их характер в субъективно-семантических образах исследуемых понятий у школьников, имеющий различную учебную ориентацию и различный опыт решения задач.