Славская А.Н.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Рубинштейновская концепция сознания - основание психологического изучения субъекта интерпретирования

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 97-06-08193.)

Определение С.Л. Рубинштейном сознания как субъективного и идеального дало основание обосновать возможность психологического изучения интерпретации как процедуры и способности сознания субъекта вырабатывать свое мнение о мире, событиях, людях и собственной личности и жизни.

В наших исследованиях выявились два основных типа интерпретирования - субъективный и объективный: первый стремился к выработке своего мнения, второй - к более детальному воспроизведению мнения или концепции другого.

Основой является динамическая функция интерпретации, которая осуществляется субъектом следующими возможными способами, решая такие задачи:

1) ликвидирует смысловую неопределенность ситуации, обстановки;

2) выявляет скрытую сторону, неявный смысл происходящего, достигая той “высоты, на которой ее смыслы рвут пространственную мысль и, снимая с фактов всю их условность, в единичном показывают всеобъемлющее и всеобщее” (О.М.Фрейденберг);

3) ищет способы проверки своей гипотезы путем создания версий, догадок и т.д.;

4) выявляет совершенно новый неожиданный смысл посредством свободной композиции привлекаемых данных;

5) стремится к выявлению противоречий, диссонансов и удерживает их (согласно способности удерживать противоречия до состояния их оформления в проблему, выявленной в наших исследованиях по методике Гилфорда);

6) использует метод реинтерпретации, интерпретируя повторно и ход своей первичной интерпретации и, главное, вывод;

7) соотносит (или не соотносит) свои версии, мнения, конструкты с версиями других людей;

8) вырабатывает критическое отношение к информации, версиям и аргументам других людей, лежащим в плоскости обыденного сознания;

9) осуществляет рефлексию собственных оценок и суждений, добиваясь определенности критериев такой рефлексии;

10) соотносит всю “работу” интерпретирования с “Я”-концепцией и жизненной позицией.

Интерпретационные конструкты субъекта имеют следующие формы:

- суждения, характеристикой которого, в отличие от его логического определения, является интегрированность всех составляющих в едином времени и пространстве;

- рассуждения, которое определяется протяженностью, развернутостью, последовательностью времени привлечения данных, аргументов;

- диалога - с наличным или воображаемым партнером или самим собой;

- наррации, возникающей, по мнению О.М. Фрейденберг, непроизвольно, которая характеризуется удвоением времени (время вербализации не совпадает с временем сюжета).

Важнейшей функцией интерпретации является конструирование личностью своего внутреннего субъективного мира. Он принимает форму ценностно-смыслового конструкта, выражающего понимание и объяснение субъектом мира и самого себя. Представляется, что внутренний мир личности это принципиальная, обобщенная интерпретация своего “Я”, своей тождественности и изменчивости жизни, обстоятельств и ситуации. Она связывает воедино и разные уровни “Я” - бессознательный, неосознаваемый и осознанный, сознательный (даже целеустремленный), во-первых. Во-вторых, она осуществляет интеграцию “Я” внутреннего и множества его проявлений, объективаций, самовыражений и самоосуществлений, устанавливая прямую и обратную связи между ними. Первая интерпретация выражает единство личности или констатирует ее противоречивость, согласованность, координированность уровней своего способа существования и осуществления или непонимания себя, своей непоследовательности, своих диссонансов.

Чрезвычайно важным при раскрытии функций интерпретации и их форм является своеобразная прямая и обратная связь с субъектом интерпретирования: чем выше идентичность субъекта, тем определеннее его мнение и способ самовыражения, и чем более определенно выражает себя субъект в сложных, меняющихся и противоречивых условиях, тем большую уверенность в себе он обретает.