Скрипкина Т.П.

Ростовский государственный педагогический университет. Ростов-на-Дону

ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

С.Л. Рубинштейн относится к числу тех немногочисленных психологов, которые особое значение придавали психологическому обоснованию этическим явлениям. Он видел несомненную связь между этикой и психологией, которая до сих пор остается недостаточно проработанной областью как психологии, так и этики. Особое значение в этом смысле принадлежит труду "Человек и мир". Именно в этой работе заложены основные идеи онтологического обоснования, важные для понимания некоторых категорий и понятий, входящих в предметное поле как этики, так и психологии.

Предметом нашего исследования стало изучение доверия как социально-психологического явления. Однако, анализ показал, что социально-психологическую сущность доверия нельзя осмыслить без обращения к идее целостного взаимодействия человека с миром, потому что само явление доверия невозможно исчерпать, ограничиваясь лишь предметным полем социальной психологии. Доверие есть одна из форм ценностного отношения человека к самым различным объектам или фрагментам мира. Приоритет в постановке онтологического подхода к человеку в отечественной науке принадлежит С.Л. Рубинштейну. Он впервые ввел в психологический анализ категорию "мир" и положил начало философско-антропологическому осмыслению сущности человека. Он писал: "Мир - это совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен" (Рубинштейн, 1973). Итак, во взаимодействии человека с миром как основной С.Л. Рубинштейном был выделен параметр значимости. Значимость объект приобретает еще до взаимодействия, это есть одно из условий будущего (предполагаемого) взаимодействия человека с каким-то фрагментом мира. Человек не вступает во взаимодействие с объектами к которым он равнодушен (по словам С.Л. Рубинштейна - беспристрастен), но в то же время, он избегает объектов, которые таят в себе опасность и могут нанести вред. Итак, значимость и безопасность являются основными универсальными условиями того специфического отношения, которое предшествует самому акту взаимодействия человека с миром. Эти условия и являются основными универсальными условиями возникновения доверия человека к той части мира, с которой он намеревается вступить во взаимодействие. Ибо сущность доверия состоит в переживании специфического отношения, заключающегося в актуальной значимости и априорной безопасности объектов или фрагментов мира для человека.

Именно С.Л.Рубинштейном впервые высказана мысль о взаимопроникновении человека в мир и мира в человека. Согласно идеям, развиваемым С.Л.Рубинштейном, человек и мир представляют единую систему, в которой человек, будучи компонентом системы, выполняет в то же время особую роль - является системообразующим компонентом, ибо он существует как самостоятельный субъект жизнедеятельности, как субъект активности. Однако субъект может быть активным, выступать инициатором собственного решения, собственных поступков только в том случае, если он доверяет себе самому. Поэтому доверие к миру и различным его частям, фрагментам всегда сопряжено с доверием к себе, именно это обстоятельство делает человека субъектом жизни. С.Л.Рубинштейн выдвигает положение о том, что посредством сознания человека осуществляется специфический способ регуляции деятельности и поведения человека, с развитием сознания связано решение проблемы о свободе и необходимости для каждого конкретного человека. Он связывает свободу с центральным феноменом сознания - репрезентативностью результата поступка в сознании до его совершения: "Отличительная особенность человека - детерминированность через сознание: иными словами, преломление мира и собственного действия через сознание, вот основное для понимания свободы человека и детерминации бытия"(Рубинштейн, 1973). В работе "Человек и мир" С.Л. Рубинштейн строит развернутую философско-психологическую концепцию человека, как субъекта, способного целенаправленно строить условия жизни и отношение к ней. Им, как известно, выделялись два основных способа существования человека: как жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей и требований ситуации, когда человек зависим от ситуации и внешнего контроля, и как философское осмысление жизни, связанное с рефлексией. Именно эта идея С.Л. Рубинштейна позволяет утверждать, что, строя свою жизнь в зависимости от того, какие внутренние механизмы регуляции развиты у человека, он полагается в жизни либо на себя самого, либо на условия, предъявляемые ситуацией или миром. Особая роль при этом им отводилась соотношению внешнего и внутреннего контроля. Рубинштейн показал, что развитый внутренний контроль связан с рефлексией и ценностным отношением к собственной целостности. Именно здесь, по Рубинштейну, и состоит отправная точка этики. С точки же зрения рассматриваемой нами проблемы доверия, которая относится к этическим категориям морали, здесь заложено понимание того, что абсолютным доверие человека к себе быть не должно, так же как не должно быть и абсолютным недоверие к себе, ибо абсолютизация недоверия к себе приводит к утрате собственного "я", собственной индивидуальности, постоянному поиску подтверждения себя самого извне. При абсолютизации же доверия к себе человек становится сам для себя высшей и единственной ценностью, как бы функциональным органом собственных целей, что, в конечном счете ведет к деградации личностного развития и отсутствию любой этики. Итак, идеи, заложенные в трудах С.Л. Рубинштейна позволяют найти основания для психологического понимания такого явления, относящегося к этике, как доверие. Доверие существует как явление двухполюсное. Оно одновременно направлено в себя и в мир, а мера соотношения этого доверительного отношения к себе и к миру лежит в основе стратегии поведения человека, который выступает субъектом собственной жизни.