Серова О. Е.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Духовно - нравственная концепция классического славянофильства и актуальные проблемы современной психологии

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 99-06-00058а)

При попытке решения сложнейших проблем, стоящих перед научной психологией, актуальнейшей на сегодняшний день оказывается задача привлечения и использование огромного опыта, накопленного отечественной психологией по осмыслению и преодолению личностных и этнических проблем в условиях разворачивания глобального политико-экономического и духовного кризиса, и историко-психологическая реконструкция истоков нынешней социокультурной трагедии. В этой связи задача адекватного понимания смысла психологических и социально-психологических идей философского наследия классиков славянофильства - А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова -приобретает на наш взгляд особую значимость.

В ходе проводимого психолого-исторического исследования была реконструирована их оригинальная концепция личности и личностного совершенствования. Разрабатываемая ими философская модель предполагает основой внутреннего "я" человека нравственное ядро, одновременно принадлежащее и сфере индивидуального сознания и сфере надсознательного. Жизнь человека - это деятельное устроение своего внутреннего мира, познание онтологических основ индивидуальной психики через активную рефлексию взаимосвязанности всех элементов бытия. Напряженная работа познающей себя души приводит к осознанию степени негармоничности развития своей индивидуальной психической сферы (у современников славянофилы указывали на гипертрофированное задействование интеллекта) и должна быть направлена на “приведении всех психических сил к единству” в их гармоническом равновесии. Человек в результате сознательных усилий формирует целостность своего психического пространства - “цельность духа” - интегративное основание своего личного “я”, позволяющее ему преодолеть противопоставленность миру своего прежнего противоречивого сознания. Только цельность духа - единство мысли, чувства и воли - то адекватное Истине средство познания, которое дано человеку, ведь постижение Истины есть “функция не мышления самого по себе, а личности в целом”. Обретая внутреннюю цельность, личность переживает свою органическую связь с надъиндивидуальное целым, ощущает себя причастной Божественному замыслу о мире и человеке. Личность раскрывает, актуализирует свои возможности на пути творческого осознания = созидания себя и мира.

Как носитель единичных и общих характеристик субъект суть неповторимость соотношения между ними. Однако, нельзя не признать, что проблеме выявления и учета общих, надъиндивидуальных характеристик (хотя они и являются неотъемлемой составляющей психологии индивида) современная психологическая практика уделяет меньше внимания, чем диагносцированию и учету индивидуально-личностных черт. Изучение наследия психолого-философской мысли свидетельствует о том, что в истории отечественной науки традиционна задействованность иного соотношения интересов.

Исследование историософии славянофилов позволяет сделать вывод, что социальный концепт их теории суть психологичен. Народ понимается как собирательная личность, качественно характеризующаяся самобытным надсознательным “убеждением”. Взаимообусловленность личности отдельного человека и "личности народной" - область исследований и разработок в трудах А.С. Хомякова, И.В. Киреевского и К.С. Аксакова. В ходе глубинного историко-философского анализа ими были выявлены существенные черты менталитета русского народа, т. е. то содержание коллективного “надсознательного”, которое составляет душу народа и проецируется в сознание человека данной культуры. Определив направленность развертывания психологии народа и его самопознающего творческого духа как движение по вертикали, выявив четкое разграничение ценностных ориентации и приоритет ценностей "внутреннего" порядка над "внешними", основатели сдавянофильства обосновали следующие особенности русской ментальности: соборность, или общинность, как стремление к нравственному единению; понимание любви в качестве вселенской созидающей силы и закона обычной жизни человека; поиск высших целей и смыслов существования; стремление к внутренней свободе и охрана достигнутой независимости; аполитичность; иерархичность сознания; признание истинности за обычаем и равнодушие к значимости буквы закона; стремление к справедливости и правде; недовольство собой; жертвенность; нравственность как скрытую пружину мироощущения. Подчеркивалась и определенная темпераментальная характеристика: все стремления проявляются в виде крайностей. Но главное - ментальность русского народа определена идеалами православных ценностей, именно они служат вехами на пути народного самосознания. Осознание же и не забвение своей самобытной идеи - гарант творческого долголетия этноса.

Необходимость изучения и учета того, что составляет самобытность "совокупной народной личности" и существенно определяет своеобразие личностных характеристик человека, основатели славянофильства выделили как требование первостепенной важности в условиях любых попыток воздействия на народ в целом и на отдельную личность.