Сергиенко Е.А

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Базовые уровни становления субъекта

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 98-06-08082а)

Разработка психологии субъекта предполагает выделение и описание основных этапов становления человека как субъекта деятельности. Общие положения психологии субъекта нуждается в детальном теоретико-экспериментальном обосновании. Важным для психологии субъекта является вопрос о базовых периодах развития человека как субъекта.

Ранние периоды онтогенеза человека рассматриваются справедливо как решающие для и становления концепции мира (физического и социального - Theory of Mind), так и для развития личности человека. Опираясь на принцип континуальности психического развития человека, можно предположить развитие базовых уровней субъективности в раннем онтогенезе, предшествующие развитым, зрелым формам осознанного поведения субъекта. Для описания развития понимания себя и других как агентов, наделенных психическим, необходимо проанализировать виды опыта взаимодействий, доступных младенцам. Эти виды опыта обеспечивают начальную информацию, которая может кодировать факт, что Я и другой- агенты, осуществляющие психические отношения к миру, следовательно субъекты деятельности. До недавнего времени младенец рассматривался как пассивный, малокомпетентный объект, на который направляется социальная активность взрослого человека. Способность ребенка стать полноценным субъектом взаимодействий с миром связывалась с его возможностью усвоить социальные символы, знаки как орудия, которыми оперируют собственно человеческие формы психического. Однако, современные исследования показали, что даже самые маленькие младенцы демонстрируют понимание некоторых законов организации физического и социального мира (Сергиенко Е.А.,1996;1998), с самого рождения вовлечены во взаимодействие с социальными партнерами, демонстрируя улыбки и отвечая на взрослые жесты и экспрессии (Meltzoff & Moor, 1995). Первые социальные взаимодействия являются диадическими (взаимная регуляция цикла взаимодействия по уровню активности и средствам -Trevarthen, 1979). К концу первого года младенцы способны к “триадическим” взаимодействиям со взрослыми, вовлекая третий объект. Младенцы могут вместе со взрослым разделять состояние внимания по отношению к объекту, понимать по взгляду другого человека, где находится объект, могут сами привлекать и управлять вниманием взрослого, используя жесты для протодекларативных и протоимперативных целей (Bates,1979). Младенцы могут разделять контрастные эмоции взрослых с самого рождения, позже они используют эмоциональные выражения взрослых для управления собственными ориентациями на новые объекты, определяя их значение и безопасность. Таким образом возникают отношения “треугольника”: взрослый- объект-младенец или взрослый- социальный объект- младенец, которые объединяют в единое целое процесс психического взаимодействия. Все это указывает на то, что младенцы понимают некоторые психические состояния других, используют их для регуляции и организации собственных состояний. возможно на основе выделения себя из физического мира, собственных движений от движений других, собственных состояний и их выражений, различения эмоциональных выражений. Механизмами становления биполярной шкалы Я - Другой является репрезентационная система, возможная благодаря механизмам амодального восприятия и интерсенсорного взаимодействия, которые являются врожденными (Сергиенко Е.А.,1995;1996;1998). Важную роль в становлении системы Я - Другой играет появление третьего объекта (“треугольные отношения”) в интерперсональных отношениях, что знаменует новый уровень в понимании эквивалентности. Младенческий опыт собственной активности и активности другого будет качественно дистанцироваться до тех пор, пока ребенок не начнет отражать и концептуализировать психические отношения к объектам, что позволяет сравнивать психические состояния свои и другого, что служит основой установления тождества Я - Другой. Этот момент является ключевым в становление человека как субъекта деятельности.