Серафимович И.В.

Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова

Ценностные ориентации как предпосылки для формирования профессионального педагогического мышления

Ценности, которые выбираются в качестве основных, во многом определяют систему мировоззрения субъекта деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В виде ценностных ориентаций существует осознаваемая часть системы прошлого опыта. Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности. Формирование ценностных ориентаций происходит на всех этапах жизни личности, особенно в начале профессионально-трудовой деятельности. Решающая роль ценностных ориентаций в саморегуляции поведения, а также в успешности функционирования профессионального мышления подтверждена социологическими исследованиями Ядова В.А. Профессиональное педагогическое мышление является одним из видов професионального мышления в целом (Брушлинский А.В., Корнилов Ю.К., Кашапов М.М.). Исследование, которое было проведено нами, касалось вопроса о том, существуют ли различия в системе ценностных ориентаций у тех, у кого ещё только формируются зачатки профессионального педагогического мышления и у тех, кто его уже применяет на практике. В качестве одной группы испытуемых выступали преподаватели трёх вузов г. Ярославля, основной деятельностью которых является преподавание (n=30). В качестве второй группы выступал один из факультетов ЯрГУ, по окончании которого студенты будут иметь право заниматься преподавательской деятельностью, т.е. в учебном плане предусмотрены соответствующие дисциплины, способствующие становлению и развитию профессионального педагогического мышления (n=81). Для исследования была использована методика Фанталовой “Уровень соотношения “Ценности” и “Доступности” в различных жизненных сферах”. Основной методический прием исследования заключается в выявлении степени и характера “разрыва” между “Ценностью” (Ц) и “Доступностью” (Д) по жизненно важным сферам. Разрыв может рассматриваться либо как индикатор внутреннего конфликта (в случае более высокого показателя по “Ценности”), либо как индикатор внутреннего вакуума, отсутствия побуждений (в случае более высокого показателя по “Доступности”). “Ценность” и “Доступность” не являются полярными характеристиками мотивационной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определённых жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи “Ценности” и “Доступности”. Можно выделить четыре варианта такой взаимосвязи: Ц и Д полностью совпадают, Ц и Д в значительной степени совпадают, Ц и Д расходятся (Ц>Д или Д>Ц), Ц и Д полностью расходятся. На основании проведённого исследования были получены следующие результаты:

В списке из 12 понятий, каждое из которых обозначает одну из общечеловеческих ценностей, как у студентов, так и у преподавателей, оказалось, что по параметру Ц>Д выделились три основные – это:

  1. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

  2. Здоровье (психическое и физическое).

  3. Счастливая семейная жизнь.

По параметру Д>Ц выделилось также три основных ценности, которые совпадают и у студентов и у преподавателей, а именно следующие: