Шорохова Е.В.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

С.Л.Рубинштейн - выдающийся методолог, теоретик и организатор психологической науки

Место С.Л.Рубинштейна в развитии отечественной психологической науки уникально. Он был главным ее методологом и теоретиком.

Основной целью всей своей жизни он считал работу, направленную на построение на новых методологических основах системы психологии, обоснованной философски, взаимодействующей с другими отраслями науки и органически связанной с практикой в различных ее областях, в частности, с практикой обучения и воспитания людей. Личная работа С.Л.Рубинштейна в области психологии была сосредоточена по преимуществу на ее философской проблематике. Многосторонне, глубоко и ярко это проявилось в московский период его научной деятельности.

Разработкой методологических принципов психологии - единства сознания и деятельности, детерминизма, принципа развития ВС.Л.Рубинштейн создал философский фундамент научной психологии. Организацией сектора психологии в Институте философии АН СССР С.Л.Рубинштейн решал три задачи:

  1. интеграции психологической науки с науками философского цикла и
  2. создание первого психологического учреждения в системе Академии наук СССР.
  3. организационную подготовку к созданию Академического Института психологии.

В качестве предпосылок для решения последней задачи выступила разработка С.Л.Рубинштейном системного подхода в психологии. Этому отвечало решение им проблем о предмете психологии и месте психического во взаимосвязи с внешним миром, проблем “человек и мир”, психологии личности. Системному подходу отвечало решение С.Л.Рубинштейном организационных вопросов - тематика работы включала комплекс проблем - методологии психологии, психофизики, проблем восприятия, мышления, психологии личности, проблем зоопсихологии, истории психологии. Соответственно формировался кадровый состав (С.В. Кравков, Н.А.Гарбузов, Н.Н.Ладыгина-Котс, Г.К.Гуртовой, Л.И.Анцыферова, К.А.Славская, А.В.Брушлинский, Е.А.Будилова, М.Г.Ярошевский, А.Г.Спиркин, Е.В.Шорохова и др.).

Впоследствие сотрудники сектора философских проблем психологии Института философии АН СССР в полном составе перешли в Институт психологии АН СССР и составили ядро его кадрового состава.

Разработке С.Л.Рубинштейном философских проблем психологии посвящена большая литература. Однако, представляется, мало внимания было уделено некоторым вопросам. Отмечу два из них. Первый. Мало известен факт, что С.Л.Рубинштейн был инициатором и первым председателем оргкомитета Всесоюзного совещания по философским вопросам психологии и физиологии высшей нервной деятельности (1962), на которой решался судьбоносный для психологии вопрос: быть ли ей самостоятельной наукой или быть вариантом физиологии высшей нервной деятельности. К сожалению, скоропостижная кончина Сергея Леонидовича в 1960 г. не дала ему возможность непосредственно участвовать на этом совещании. Но сектор философских проблем психологии выполнил его замысел, выступая с докладом, в котором, опираясь на его идеи, внес определенный вклад в решение проблем существования суверенной психологии.

Второй вопрос. В период возрождения социальной психологии в нашей стране довольно распространенным было мнение о том, что С.Л.Рубинштейн являлся ее активным противником. При этом ссылались на единственное известное его высказывание в книге “Бытие и сознание”. Ссылку на то, что это высказывание было чуть ли не вписано в книгу редактором, считаю несерьезной. Такой принципиальный человек как Рубинштейн не мог позволить этого. Дело заключалось в том, что это высказывание относилось к зарубежной социальной психологии. Подобные оценки были широко распространенными. Что же касается отечественной социальной психологии, то тут его мнение было аналогично мнению ведущих психологов страны. Они, признавая социальную обусловленность психических явлений, по существу санкционировали существование тех разделов психологической науки, которые предметно исследовали закономерности этой обусловленности. Своими трудами “Бытие и сознание” и особенно “Человек и мир” Рубинштейн создавал теоретический и методологический фундамент социальной психологии в нашей стране.

Место Рубинштейна в отечественной психологии определяется также и тем, что основные его идеи развиваются его учениками и последователями.

Основные линии этого развития следующие.

В области методологии и теории психологии. Продолжаются работы, направленные на углубление понимания предмета психологии, сущности психических процессов. Поставлена проблема социальной обусловленности психического через диалектику общественного и индивидуального. Определения психики и личности связываются со спецификой индивидуального уровня общественного бытия и качеством субъекта индивидуальной жизнедеятельности. Зависимость личности от общественных отношений опосредуется личностью, ее внутренним миром, жизненным путем, способом организации жизни и разрешения ее противоречий (К.А.Абульханова-Славская).

Принцип единства сознания и деятельности соединяется с личностным подходом и подвергается специальному методологическому и конкретно научному подходу в трудах Л.И.Анцыферовой, К.К.Платонова.

Разрабатывается концепция субъекта в психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский). Конкретизацией этой концепции являются представления о субъекте деятельности. В субъекте деятельности соединяются активность личности и общественные требования к деятельности. Продвигается и изучение самой деятельности. Она рассматривается в соответствии с требованиями системного подхода. Исследуются как индивидуальная, так и совместная деятельность. В последнюю органически включается взаимодействие человека с другими людьми. Общение выполняет эту функцию взаимодействия (А.Л.Журавлев).

Существенным было развитие идей С.Л.Рубинштейна о взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека.

Сформулировано положение о естественной природе и общественной сущности человека (Е.В.Шорохова). Связующим звеном между биологическим и социальным является психическое.

Большое внимание ученики С.Л.Рубинштейна уделяли методологической характеристике принципа развития и закономерностям развития личности. Принцип развития интегрирован с системным подходом. Эта интеграция позволила понять такие закономерности развития как гетерохронность, разнотемповость, разновременность достижения оптимумов развития разными психическими системами, смену этапов дифференциации и интеграции, устойчивости и изменчивости и др. (Л.И.Анцыферова).

Вскрытая С.Л.Рубинштейном диалектика активного и пассивного, актуального и потенциального, ситуативного и устойчивого, внешнего и внутреннего стала основой для дальнейшей работы его учеников в области сознания (Е.В.Шорохова), самосознания (И.И.Чеснокова), потребностей (И.А.Джидарьян), способностей (Т.И.Артемьева), мотивации (В.Г.Асеев).

Теоретико-экспериментальные исследования С.Л.Рубинштейна по психологии мышления развивались при анализе взаимосвязи практического и теоретического мышления, характеристике основных фаз и операций мыслительной деятельности, соотношении проблемной ситуации и задачи, личностного плана мышления. Глубокому анализу подвергались основные психологические теории мышления.

Особое внимание уделялось проблеме субъекта мышления: личности, формированию ее мотивов и умственных способностей, ее морального облика. Исследовались закономерности группового решения задач (а это одна из проблем социальной психологии). Раскрыта специфика процесса мышления индивида (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский).

Наконец, С.Л.Рубинштейн являлся одним из крупнейших историков психологии. Решение им всех методологических, теорертичес5ких и экспериментальных психологических исследований опиралось на опыт и критический анализ отечественных и зарубежных работ. Он заложил основы исторического подхода к самой психологической науке. Оценка многочисленных психологических концепций опиралась на четкую квалификацию философских оснований и методологических установок исследуемых теорий, анализ решения в них основных философских вопросов психологии - о природе психического, об определении места психического в системе явлений материального мира. Другой исследовательский принцип историко-психологических исследований, примененный Рубинштейном - принцип общественно-исторической обусловленности психологических теорий, позднее вошел в системный подход к развитию психологической науки и исторической психологии. Развитие историко-психологических идей С.Л.Рубинштейна нашло отражение в трудах Л.И.Анцыферовой, Е.А.Будиловой, Е.В.Шороховой, М.Г.Ярошевского и др.).

Краткий анализ некоторых идей С.Л.Рубинштейна и их развития позволяет сделать вывод: С.Л.Рубинштейн был создателем теоретических и методологических основ современной отечественной психологической науки и инициатором и организатором ее развития в Большой Академии.