Савина О.О.

Институт психологии Российской академии наук

Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции. Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности , придающие смысл и направленность жизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими. Можно высказать несколько предположений относительно особенностей формирования личностной идентичности на этапе подросткового возраста. Обретение подростком и юношей личной идентичности, очевидно, является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз. Фазы различаются как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью. Изменяются интересы, привязанности, идентификационные образцы, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. Существуют половые особенности в становлении идентичности. Данные предположения находят свое подтверждение в проведенных под нашим руководством пилотажных исследованиях. Так, в дипломной работе Ротовой А.Н. была предпринята попытка расширения и углубления представлений о жизненных сферах путем дифференциации на тематики, указывающие не только на осваиваемую подростком жизненную сферу, но и на тот компонент идентичности, формирующийся на данной фазе. Важность темы для подростка, интерес к ней характеризуется эмоционально насыщенным отношением, наиболее активно проявляется в дискурсе, коммуникациях. Информативным является также то, с какими значимыми лицами эти темы обсуждаются. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существуют возрастно-половые различия в проявлении и интенсивности интереса к различным темам, а также связи между темами. Различна динамика значимых лиц у юношей и девушек. У девушек она более последовательна и однообразна, чем у мальчиков. Тема собственной уникальности является очень интимной для подростка, именно здесь проявляется осознание самого себя как значимого собеседника. Целью эмпирического исследования Ротовой Т.Н., также проведенном под нашим руководством, являлось изучение идентификационных процессов у подростков и юношей. В данном исследовании были обнаружены следующие тенденции. Освоение роли у подростков идет от копирования и проигрывания сначала внешних признаков, которые выделяются в идентификационном образце в наибольшем количестве, а потом в нарастании количества внутренних признаков. Обращение к внутренним признакам связано с конфликтностью в различных сферах, возникающих из-за неадекватности поведения подростка, копирующего и проигрывающего внешние признаки образца. Конфликт заставляет обратиться к внутреннему содержанию роли. Отмечено, что существуют возрастно-половые различия в динамике конфликтности и содержании выделяемых признаков в подростковый период. Безусловно, разработка данной проблемы представляется перспективной для дальнейших исследований.