Рязанова Т.Б., Сергиенко Е.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

КАК ВРЕМЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ЗИГОТЫ ВЛИЯЕТ НА ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОНОЗИГОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВ?

(Работа проводится при поддержке фондов РГНФ и РФФИ (гранты № 99-06-00051а и 99-06-80082 соответственно).

Близнецовая модель является одной из основных исследовательских моделей психогенетики, с помощью которой ученые пытаются понять закономерности генотип-средового взаимодействия в развитии человека. Монозиготные близнецы, имея идентичный генотип, тем не менее, различаются в развитии. Это было замечено еще Рене Заззо (R.Zazzo, 1960). Поиск источников этих различий – одна из актуальных проблем психогенетики и психологии развития.

В последние годы начали появляться работы, посвященные выяснению влияния типа плацентации – моно- или дихорионного – на развитие монозиготных близнецов после рождения – как в детском, так и в зрелом возрасте. (Дихорионные близнецы возникают в результате раннего, не позднее третьего дня, деления оплодотворенной зиготы надвое, и у каждого потом вырастает своя оболочка; монохорионные проводят гораздо больше времени в виде одного организма – до двух недель, после чего клеточная масса с уже начавшими развиваться плацентой и хорионом делится надвое, так они оказываются еше на несколько месяцев до рождения под одной оболочкой.) На настоящее время имеются убедительные данные в пользу связи между указанными типами плацентации и особенностями эмоционально-личностного развития (D.Sokol, R.Rose et al, 1995). В сфере когнитивного развития получены разноречивые данные: 7-летние монохорионные близнецы более похожи, чем дихорионные по 7 субтестам WISC, взрослые монохорионные близнецы – по субтесту “кубики Косса”, но не по “Словарю”. В исследованиях более раннего возраста не найдено значимых различий в IQ: ни у 4-летних близнецов по тесту Стэнфорд-Бине (SBIT), ни у полуторогодовалых детей по Шкалам развития младенца Бейли (BSID). Объяснение полученных данных пока не найдено. Однако то, что многократно подтверждено влияние хорионного типа плацентации на выполнение зрительно-конструктивных заданий типа “кубиков Косса” требует более пристального изучения зрительно-пространственных способностей. (D.Sokol, R.Rose et al, 1995).

Мы попытались проверить влияние типа плацентации на ментальное и психомоторное развитие моно- и дихорионных монозиготных близнецов, используя данные младенческого близнецового лонгитюдного исследования, проводимого в лаборатории когнитивных процессов ИПРАН с использованием теста Шкалы развития младенца Бейли (BSID). По нашим данным, наблюдается тенденция к небольшому превышению средней величины разностей между индексами ментального развития дихорионных монозигот по сравнению с монохорионными во всех трех рассмотренных нами возрастных диапазонах – 1, 2 и 3 года, однако различия не достигают статистической значимости. Между разностями индексов психомоторного развития в 1 и 2 года такого превышения нет, но оно наблюдается в 3 года.

Интересные результаты дал анализ субшкальных показателей, выделенных нами внутри шкал ментального и психомоторного развития теста Бейли. По субшкалам развития зрительных, мануальных координаций (тестируются в возрасте до 1 года), которые можно назвать внутрисистемными координациями, различий не получено. С другой стороны, по субшкалам отражающим интегральные психические качества – экстраполяции и контроля действий - различий также не получено. Однако имеются различия в близости показателей субшкалы зрительно-моторных координаций во всех трех возрастных диапазонах, а также показателей зрительно-слуховых (более точно – зрительно-слухо-моторных) координаций в возрасте 1 год (для более старших возрастов проб по этой субшкале в тесте нет): у монохорионных близнецов меньше, чем у дихорионных как средние разности субшкальных показателей внутри пары, так и процент пар, у которых вообще имеются внутрипарные различия. Две эти субшкалы можно назвать субшкалами межсистемных координаций , или интерсенсорного взаимодействия. Кроме этого, получено аналогичное соотношение для субшкалы развития коммуникации, которую мы относим к группе шкал социального развития.

Дать объяснение полученному результату непросто. В целом он согласуется с вышеупомянутыми литературными данными. В качестве гипотетического объяснения можно предложить следующее. Согласно данным, опубликованным B.Arabin (1996, 1998) по материалам ультразвуковых исследований внутриутробного развития близнецов, монохорионные монозиготы раньше начинают взаимодействовать и “общаться” между собой, чем дихорионные и “общение” у них, естественно, более тесное. Это может оказывать влияние на развитие базовых интерсенсорных взаимодействий, которые во внутриутробный период опираются преимущественно на проприоцепцию, и стимулируются более интенсивными коммуникативными процессами в паре.