Романова И.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Самопонимание личности

Одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений современной психологии является психология понимания. Значительное количество публикаций в этой области посвящено таким вопросам как понимание естественного языка, понимание текста, понимание в межличностном общении. Однако отдельные аспекты проблемы понимания, несмотря на их очевидную важность и актуальность, изучены еще недостаточно. Это относится, в частности, к проблеме самопонимания. Психологический феномен самопонимания отличается от таких явлений как самопознание, самосознание, самооценка. В качестве рабочего определения самопонимания можно выдвинуть следующее: способность человека наблюдать и объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы и поступки, способность отвечать на вопрос “как” и “почему” относительно своего характера и поведения, умение обнаруживать в нем причинно-следственные и временные связи, смысл поведения.

В отечественной психологической литературе за последние двадцать лет не появилось ни одной работы, посвященной самопониманию. В зарубежной психологии эта проблема также не находится в фокусе внимания исследователей. Термин “самопонимание” не включен ни в один из крупных словарей и энциклопедий по психологии, изданных на основных европейских языках в период с 1970 по 1996. За последние 7-8 лет среди растущего числа публикаций по психологии понимания (около 9000) различным аспектам проблемы самопонимания посвящено не многим более 30.

В зарубежных работах, посвященных самопониманию, можно выделить два направления, опирающиеся на теоретические положения двух крупнейших психологических школ. Самопонимание трактуется и изучается с позиций психоанализа и гуманистической психологии.

Психоаналитическое направление рассматривает самопонимание как важнейший фактор, позволяющий личности изменяться в процессе взаимодействия с психоаналитиком. Понимание личностью своих подавленных чувств, желаний, ведущее к личностной интеграции, противопоставляется механизмам защиты, в первую очередь, рационализации и интеллектуализации. Таким образом, с позиций психоанализа можно ставить и искать пути решения пробемы адекватности самопонимания, исследовать механизмы самопонимания, взаимосвязь самопонимания и саморегуляции.

В гуманистической психологии самопонимание рассматривается как предпосылка личностного роста и самоактуализации. Однако в отличие от психоаналитического подхода гуманистическая психология подчеркивает эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер самопонимания. Самопонимание тесно связано с самопринятием, положительной самооценкой и дает личности возможность более полно проживать свою жизнь, “быть собой” в максимальной степени. В психологической литературе изучены и описаны гендерные различия в самопринятии, самооценке, самоактуализации. На наш взгляд, есть основания предполагать, что существуют также и гендерные различия в склонности к самопониманию: мужчины более склонны к самопониманию, а женщины к самопознанию. Эта гипотеза будет в ближайшее время проверена в экспериментальном исследовании.