Резников Е.Н.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Понятие “субъект” в этнической психологии

Традиционно принято считать, что носителями этнопсихологических характеристик могут быть этносы и конкретные личности. Вместе с тем с развитием психологической науки понятие “субъект” стало включать разные формы и уровни. Социальное в субъекте, по представлению А.В.Брушлинского, связано с общечеловеческими характеристиками, а общественное с типологическими; кроме того, субъекты могут быть разноуровневыми (Брушлинский, 1996, 1998).

Фундаментальной трудностью в исследовании психологических характеристик этноса(как субъекта) является выделение его составляющих, которые находились бы в системной взаимозависимости. По нашему представлению, структура этнопсихологических характеристик представляет собой многоуровневую иерархически организованную систему. Верхний уровень включает ценностные ориентации, средний уровень - социально-психологические составляющие(отношения этноса к разнообразным явлениям окружающей действительности) и общепсихологический уровень, который включает особенности когнитивной сферы и темперамента. Как видно из изложенного, социальный уровень представлен ценностными ориентациями. Вместе с тем у каждого этноса ценностные ориентации проявляются в уникальном сочетании общечеловеческих и особенных(специфических) характеристик. Кроме системы ценностей для каждого народа характерна и интенсивность их проявления.

Любопытен подход Л.Н.Гумилева к этносам(как субъектам). Он делит народы на суперэтносы(например, славяне, арабы и пр.). этносы(к примеру, русские, египтяне) и субэтносы(у русских это челдоны, поморы, казаки и т.д. - Гумилев, 1994). Выделенные разновидности этносов, как субъекты, иерархически выстроены по различным уровням(в этом плане подход А.В.Брушлинского подтверждается).

Изложенные теоретические положения весьма важны при проведении полевых этнопсихологических исследований. Использование валидных психологических и социально-психологических методик, положительно зарекомендовавших себя в работе с конкретными индивидами, как правило, становится трудным и даже невозможным при исследовании этнических субъектов разного уровня. Для массового обследования большого количества представителей этноса требуется иной методический инструментарий.

Из описанного выше теоретического подхода в этнической психологии проявляется и другая особенность, связанная с выявлением типологических характеристик у этносов разных уровней (например, при переходе от субэтноса к этносу, а затем к суперэтносу).

В заключение необходимо сказать, что проблема многоуровнего субъекта в этнической психологии почти не исследуются. Поэтому обсуждаемый выше подход в этнопсихологическом плане представляется достаточно перспективным как в теоретическом, так и прикладном планах.