Ребеко Т.А., Никитина Е.П.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Конкретные и обобщенные представления

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 96-03-043346)

Философская проблема связи человека и мира, поставленная С.Л. Рубинштейном, переформулируется в общеметодологическую проблему отражения человеком мира. Процессы психического отражения, единые в своем качестве субъектности, различаются в характере преломления “внешнего через внутреннее”.

Объектом нашего исследования были представления, которые формируют испытуемые в процессе восприятия “простого” стимульного материала, имеющего сложную внутреннюю структуру. Мы исходили из того, что представления могут различаться степенью обобщенности, отражающей имплицитное усвоение внутренней структуры стимулов. “Представления могут обладать различной степенью общности; они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе переходят в понятия, между тем как на другом – в образах воспоминания они воспроизводят восприятия в их единичности” (“Основы общей психологии”, 1998, с.262).

Проверялась гипотеза, согласно которой степень обобщенности представлений предопределяет параметры решения логических задач с тем же стимульным материалом. В качестве стимульного материала использовалась модифицированная методика М.С. Роговина “30 карточек”. (Эксперименты проводились Г.Г. Кислицыной). На каждой из 30 карточек изображено по 12 геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), заполненных тремя видами текстуры. Все 30 карточек образуют искусственное понятие, представляющее собой логическое умножение двух субпонятий: 1/ преобладание одного их элементов (фигуры или текстуры) и 2/ отсутствие одного из элементов (фигуры или текстуры). Данные субпонятия симметричны относительно фигур и текстур.

В 1 и 3 сериях испытуемых просили проранжировать сходство (“на что похоже”) каждой из 30 карточек с 3 из 42 стимулами-эталонами. Время предъявления карточки составляло 300 мс. Карточки предъявлялись в псевдослучайном порядке 4 раза. Стимулы-эталоны представляли собой отдельные элементы карточек (фигуры, заполненные текстурами, и отдельные образцы текстур); все 42 стимула-эталона испытуемый видел на протяжении всего эксперимента. По результатам оценки каждая карточка описывалась вектором из 12 оценок сходства. Для описания результатов “оценки сходства” было разработано 15 статистик, которые описывают степень обобщенности представлений о каждой карточке и приближенность данного представления к логической структуре субпонятий.

Во 2 серии испытуемые выполняли задание по построению искусственного понятия из 30 карточек. Процесс построения искусственного понятия интерпретировался как процесс решения логической задачи и сводился к обнаружению двух принципов, или к выделению двух субпонятий, симметричных относительно фигур и текстур. По результативности выполнения логической задачи испытуемые были разделены на 4 группы: двоечники, троечники, хорошисты и отличники.

Проведен дискриминантный анализ по результатам оценок сходства в 1 и 3 сериях (15 выделенных статистик) и по результативности построения искусственного понятия во 2 серии. Показано, что выделенные 15 статистик “обобщенности представлений” в 100% случаев делят испытуемых на 4 класса, соответствующих успешности выполнения логической задачи. Иными словами, в зависимости от того, насколько правильно (бессознательно!) испытуемые на уровне представлений усваивают логическую структуру стимульного материала, они успешно выполняют задачу на формирование искусственного понятия. Получен еще один экспериментальный результат: группы двоечников и отличников существенно различаются в изменениях оценок сходства в 3 серии по сравнению с 1 серией. Отличники после выполнения задачи на формирование искусственного понятия существенно изменяют оценку сходства в направлении ее приближения к структуре понятия, тогда как у двоечников оценка сходства не претерпевает изменения. Иначе говоря, у отличников в 3 серии каждая карточка, состоящая из 12 геометрических фигур, описывается 12 оценками, воспроизводящими логическую структуру искусственного понятия.

Таким образом мы вправе заключить, что процесс психического отражения, протекающий на разных уровнях (восприятие, представление, мышление) и в разных формах (конкретная, абстрактная), характеризуется единством: существенные связи и свойства внешнего мира воспроизводятся в представлениях и логических понятиях с равной мерой конкретности-обобщенности.