Панов В.И.
Психологический
институт Российской академии
образования. Москва
К ПРОБЛЕМЕ
СУБЪЕКТА ПСИХИКИ В ЭКОПСИХОЛОГИИ
В качестве
предмета исследования
экопсихологии равития выступает
становление психической
реальности в индивидуальной
(единичной и особенной) форме во
взаимодействии с окружающей
средой:
- порождения и
развития психических
процессов (перцептивных,
интеллектуальных,
эмоциональных и т.д.);
- порождения и
развития психического
состояния индивида (например,
а/способность как
функциональное состояние,
возникающее при выполнении
некоторой деятельности: от
перцептивной до трудовой,
б/состояние гармонии с
окружающей природой,
достигаемое посредством ее
созерцания, в/критическое
состояние психики индивида,
вызванное экстремальными
условиями его
жизнедеятельности, и т.д.);
- порождения и
развития группового
психического состояния, т.е.
единого состояния группы
индивидов (например,
социодинамика группы
психотренинга по К.Левину
/см.В.Большаков/)
- формирования
индивидуального сознания
(например, экологическое
сознание отдельных членов
человеческого сообщества);
- типологии и
развития группового, массового
сознания (например,
экологическое сознание этноса,
выражающего и конструирующего
взаимодействие членов данного
этноса с окружающей природой);
- условия и
закономерности становления
индивидуальности психики
человека в разных ее видах и в
зависимости от различных
средовых условий (семейных,
образовательных, социальных,
духовных и т.п.);
- условия и
закономерности становления
психического в форме ноосферы.
Все эти виды
психической реальности, как
известно, рассматриваются и
исследуются в разных
психологических и экологических
дисциплинах как отдельные
психические реальности.
Экопсихологическая перспектива в
данном случае представляет собой
попытку (и надежду) подойти к их
изучению с точки зрения единых
теоретических оснований.
Дело в том, что в
качестве исходного основания и
единицы анализа для определения
психики как объекта и предмета
исследования и практики в
экопсихологической психологии
(экопсихологии) выступает
системное отношение “Человек —
Природа” (В.И. Панов, 1996-99). Понятие
“Природа”, как компонент
указанного отношения, имеет разные
смысловые значения: как “объект
естественных наук”, как “условия
обитания” и как “все сущее,
универсум...”. Принимая за исходное
последнее значение понятия
“природа”, мы приходим к
представлению, что психика суть
одна из форм природного бытия,
реализующая в своем становлении
общеприродные (универсальные)
принципы этого бытия.
Рефлексия разных
смысловых значений понятия
“Природа” позволяет обнаружить,
что “Человек” в разных
экопсихологических исследованиях
тоже рассматривается по-разному:
- в
гносеологической роли — как
субъект психического
отражения и/или субъект
активности, когда
взаимодействие между
Человеком и Природой
эксплицируется в
объект-объектной и
субъект-объектной логике,
когда Человек и Природа в
логическом плане противостоят
друг другу и в зависимости от
предмета исследования
выступают в роли объекта,
принимающего воздействие от
другого (психологическая экология,
психология окружающей среды,
экологическое сознания
антропоцентрического типа), а
также в субъект-субъектной
логике, когда и Человек и
Природа в логическом плане
выступают как
взаимодействующие друг с
другом субъекты (экологическое
сознание экоцентрического
типа);
- в
онтологической роли — как
субъект (носитель и реализатор)
предметной деятельности и/или
как субъект собственно психики
в разных формах ее проявления:
в виде психических процессов,
психических состояний,
индвидуального и группового
сознания, а также возможно и
(?)ноосферы. И в этой роли
Человек — как субъект
психической реальности —
может быть представлен
индивидом (индивидуальность),
общностью (группа, этнос,
конфессия), человечеством в
целом. Существенно, что в этом
случае меняется тип
субъектного взаимодействия
между Человеком и Природой —
оно становится субъект
порождающим. Человек и Природа
в этом случае уже не
противостоят друг другу как
обособленные субъекты (или
объекты), а образуют (порождают)
в своем взаимодействии единого
субъекта совместного процесса
развития (эволюции),
реализующего в своем
становлении и развитии
общеприродные (универсальные)
принципы природного бытия.
Как видим, разные
позиции, представленные в
определении экопсихологии,
предполагают различное понимание
субъектности психического. Дело в
том, что в гносеологическом плане
понятие субъекта характеризуется
активностью. Истоки активности не
обсуждаются, она является
атрибутом субъекта, отличающим его
от объекта. Для понимания же
субъекта в онтологическом плане активность
выступает как сущностная
характеристика, фиксирующая
субстанциональность субъекта
(хочется добавить — развития), т.е.
то, что субъект содержит в самом
себе источник своего развития. И в
этом смысле он обладает
способностью к саморазвитию, т.е.
обретает способность быть
субъектом в той или иной форме.