Панов В.И.

Психологический институт Российской академии образования. Москва

К ПРОБЛЕМЕ СУБЪЕКТА ПСИХИКИ В ЭКОПСИХОЛОГИИ

В качестве предмета исследования экопсихологии равития выступает становление психической реальности в индивидуальной (единичной и особенной) форме во взаимодействии с окружающей средой:

Все эти виды психической реальности, как известно, рассматриваются и исследуются в разных психологических и экологических дисциплинах как отдельные психические реальности. Экопсихологическая перспектива в данном случае представляет собой попытку (и надежду) подойти к их изучению с точки зрения единых теоретических оснований.

Дело в том, что в качестве исходного основания и единицы анализа для определения психики как объекта и предмета исследования и практики в экопсихологической психологии (экопсихологии) выступает системное отношение “Человек — Природа” (В.И. Панов, 1996-99). Понятие “Природа”, как компонент указанного отношения, имеет разные смысловые значения: как “объект естественных наук”, как “условия обитания” и как “все сущее, универсум...”. Принимая за исходное последнее значение понятия “природа”, мы приходим к представлению, что психика суть одна из форм природного бытия, реализующая в своем становлении общеприродные (универсальные) принципы этого бытия.

Рефлексия разных смысловых значений понятия “Природа” позволяет обнаружить, что “Человек” в разных экопсихологических исследованиях тоже рассматривается по-разному:

Как видим, разные позиции, представленные в определении экопсихологии, предполагают различное понимание субъектности психического. Дело в том, что в гносеологическом плане понятие субъекта характеризуется активностью. Истоки активности не обсуждаются, она является атрибутом субъекта, отличающим его от объекта. Для понимания же субъекта в онтологическом плане активность выступает как сущностная характеристика, фиксирующая субстанциональность субъекта (хочется добавить — развития), т.е. то, что субъект содержит в самом себе источник своего развития. И в этом смысле он обладает способностью к саморазвитию, т.е. обретает способность быть субъектом в той или иной форме.