Няголова Мариана

Болгария

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ИДЕИ С.Л.РУБИНШТЕЙНА

В середине 30-ых годов С.Л.Рубинштейн оченъ активно направляет свои научные поиски на исследование

на исследование влияний ведущих социологических концепции на методологию психологии.

После статьи 1934 года, посвященной социологическим взглядам К.Маркса, Рубинштейн более подробно анализирует идеи французской социологической школы Э.Дюркгейма.Еще в 1935 году он выступает с докладом на кафедре психологии ЛГПИ имини Герцена, а в 1941 году уже публикует впервые свою статъю "Психологическая концепция французской социологической школы." Этой работой Рубинштейна открывается новый этап изучения кулътурно-исторической теории в Советском союзе.В отличии от направления Выготского, которого можно назватъ ортодоксалъно-эксперименталъным, на основе анализа исследования проведенного вместе с А.Р.Лурия в Узбекистане, Рубинштейновское направление можно определитъ как теоретико-критическое. Он рассматривает с критической точки зрения фундаменталъные понятия в концепции Дюркгейма и его последователей среди которых особое внимание отводит "коллективному сознанию", "индивидуалъному сознанию", "коллективным представлениям".

Рубинштейн является первым среди российских психологов советского периода, который проводит принципиалъное различие между идеями Дюркгейма и Маркса. Он анализирует глубочайшм образом подлинные тексты трудов таких выдающихся представителей кулътурно-исторической теории как М.Мосса, М.Галбвакса, Л.Леви-Брюля и Ш Блонделя.Специалъное внимание он отводит отношению генетических психологов А.Валлона и Ж.Пиаже к кулътурно-исторической теории.

В психологическом аспекте, концепция Рубинштейна о сущности сознания приводит к выводу, что содержание понятий, с помощъю которых конкретный человек оперирует, меняется и развивается под влиянием культуры.Вместе с этим меняются и взгляды личности.Не надо, однако, отождествлять психологических особенностей мышления с содержанием идеологии т.е. с нравыми и обычаями личности. Этим своим исследованием Рубинштейн внес свой особый вклад в определения предметов психологии и социологии, а также наметил конкретные пути о методологическом взаимодействии этих двух наук.Тем самым, он обосновал необходимостъ продолжения традиционных связей психологов Франции и России.