Нестик Т.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Функции социальных представлений в свете идей С.Л. Рубинштейна

1. Теория социальных представлений оказалась в таком методологически уязвимом положении, когда “источники активности индивида оказываются вне его и он перестает быть субъектом” (Брушлинский, 1995). Развитие школы социальных представлений ставит проблему возвращения от общественного к личности, - не к американскому эмпирическому индивиду, разъятому на составные части, а к сложным ценностным, смысло-жизненным феноменам (целостный подход к личности - К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко). Это предполагает раскрытие процессуальности социальных представлений не с точки зрения некоего творческого начала, размытого в социальном (Дюркгейм и его последователи, в том числе школа С. Московичи), но с точки зрения интегративно-психологических категорий “выбора” и “поступка”, с точки зрения принципа творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 1989). Как тайна личности кроется не в ее низинах, а на ее вершинах (Л.С. Выготский), так и связь поведения и представлений открывается в ситуациях проблемных, а в конечном счете - в нравственной жизни человека.

2. Делая акцент на функциях социальных представлений, С. Московичи считал вопрос о непосредственном субъекте второстепенным (Moscovici, 1976). Вместе с тем, внимательный анализ функций представлений возвращает субъекту его теоретическую значимость. Концепция человека как субъекта жизни, развитая С.Л. Рубинштейном (Рубинштейн, 1973), позволяет рассматривать социальные представления как проявление способа существования человека и отношения к миру на разных уровнях взаимодействия психологических субъектов (индивид-индивид, индивид-группа, индивид-общество, группа-группа). Они отражают не только место субъекта в системе общественных отношений, но и его жизненную стратегию (ее активность или пассивность). Учение С.Л. Рубинштейна о многоуровневости человеческого бытия позволяет переосмыслить положения В. Дуаза о различии функций социальных представлений разного уровня: межгрупповой уровень не сужает, а расширяет эти функции.

4. Основными функциями социальных представлений традиционно считаются три: когнитивная (описание, затем классификация, и, наконец, объяснение); функция регуляции поведения; функция адаптации нового к уже привычному (Донцов, 1987). В той мере, в какой представления служат сохранению целостности личности (ее социальной идентичности), можно говорить об их четвертой, интегративной функции. Наиболее “выпуклые” для определенной ситуации социальные представления занимают центральное место в семантическом пространстве сознания при регуляции поведения (Codol, 1979), сцепляясь с другими когнитивными и эмоциональными образованиями (понятиями, оценками, диспозициями, ценностями, мотивами, целями, планами, жизненными смыслами). Эта способность представлений (или “когнем”) к образованию комплексов (метасистем) может быть названа их валентностью. Она тем выше, чем более представление включено в процессы целеполагания личности и принятия ею жизненно важных решений. На наш взгляд, с интегративной функцией представлений связана динамика их “релевантности”, их переходы с одних уровней психологического субъекта на другие. Социальные представления (в частности, социально-экономические) поддерживают жизненную стратегию личности на групповом, межгрупповом и общественном уровнях сознания, а потому тесно связаны с социальным мышлением и временной трансспективой, характерными для данной личности и социальной группы.