Мингалиева М.Р.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ.

Психологическое консультирование выступает как практика духовного взаимодействия психолога с клиентом. К нему человек прибегает, когда не получает достаточной поддержки или сколько-нибудь развернутой обратной связи по наиболее значимым для него вопросам. Особенно актуальной эта проблема стала в последнее время: в ситуации значительных общественных экономико-политических изменений, ситуации кризиса большинство социальных институтов традиционно выполнявших функции психологической поддержки и защиты человека, теряют свою эффективность. Усиление индивидуалистической и прагматической ориентированности социальных контактов ведет к росту числа потенциальных и реальных клиентов: людей, которым необходима в той или иной мере срочная психологическая поддержка. Консультант - человек, пытающийся понять и воссоздать внутри себя самого всю тотальность другого человека, пришедшего к нему на прием, человек, чьей основной задачей является понять, то есть подтвердить уникальность бытия и духовного мира другого человека с одной стороны, и, с другой стороны, подтвердить “всеобщую человечность” переживаний клиента. Подтверждение это требует от консультанта полного личностного присутствия в ситуации актуального взаимодействия с клиентом, наличие четко обозначенной и ясной ценностно-смысловой позиции, соотнесенной с выбором той или иной конкретной стратегии понимания другого человека и интерактивной модели взаимодействия с клиентом. Огромную роль в понимании другого человека и самого себя играют ценности познающего субъекта: понимание и есть осознание ценностей, постижение внутренней необходимости человека или явления, факта.

Второе требование и показатель профессионализма консультанта - развитая способность к пониманию другого человека. осознанность субъектом понимания особенностей его личной “эпистемологии”: сформированность представлений о специфике способов понимания клиента. По данным многочисленных исследователей понимание выступает как одна из основных профессиональных задач психолога-консультанта. Особенности понимания психологом клиента являются критерием профессиональной зрелости и компетентности практического психолога. В качестве содержательной составляющей понимания, проявляющейся в нем, определяющей его ход и результат, а иногда и ограничивающей его, выступает стратегия понимания, используемая профессионалом при решении проблем профессиональной деятельности.

В ситуации общественного кризиса, ситуации разрушения традиционных нравственных норм и идеологических представлений особенно значимым становится собственный ценностный потенциал психолога-консультанта, его собственное представление о жизни и другом человеке, своих профессиональных задачах. Выбор конкретной стратегии понимания клиента определяется двумя наиболее значимыми критериями выделения стратегий понимания психологом клиента относятся: а/ различия психологических школ в понимании психологического консультирования (и места и роли понимания в нем), б/ особенности ценностного потенциала психолога, связанные с выбором различных стратегий преобразования смысловой информации. Выделенные критерии не являются взаимоисключающими, но, скорее, дополнительными. Изучение их соотношения позволяет сделать обоснованное заключение об уровне профессионального и личностного развития консультанта, о том, насколько его понимание другого человека задается в той или иной мере осознанным и осмысленным индивидуальным опытом. Прежде всего - опытом жизни в кризисном обществе. Профессиональный консультант должен суметь предложить клиенту пережитую и реализованную им самим альтернативную модель взаимоотношений с обществом. Для этого ему необходимо четко осознавать особенности своего опыта, то, как именно в и какой мере этот опыт связан с выбором той или иной конкретной стратегии понимания клиента.

Важным умением для консультанта является способность рефлексировать ценностные основания и предпосылки своей деятельности, находить такие формы взаимодействия с клиентом, которые были бы адекватными, с одной стороны, разделяемым им ценностям, с другой - соотносящимся с ними стратегиями понимания другого человека.

Осознание ценностных и эпистемологических основ психологического знания для специалиста является первой необходимостью: в психотерапевтическом процессе консультант может позволить себе выбрать практически любую модель, способ взаимодействия с клиентом или понимания клиента, если выполняются два взаимосвязанных условия: 1) уважение и принятие клиента, признание его “всеобщей человечности”, 2) высокая степень осознания консультантом того, что именно он делает, как то или иное слово, поступок могут быть “услышаны” клиентом.