Михайлова А.В.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Субъектно-личностная составляющая научного творчества ученого

Проблема творчества является одной из центральных проблем психологии, которой посвящено значительное число исследований. Представляя собой комплексную область знания, проблема творчества выступает в разных аспектах, отражающих реальные стороны развития и проявления исследуемого процесса. Важным объектом изучения творческого процесса выступает анализ научного творчества ученых. В науковедении наиболее разработанными аспектами проблемы научного творчества являются проблемы научной коммуникации как условий организации научной деятельности, вопросы возникновения и функционирования ученого в рамках научных школ, социологические аспекты взаимодействия ученого и тех или иных социальных групп общества и т.д.

Предметом рассмотрения исследователей, обращающихся к области научного творчества, выступают главным образом продукты творческой деятельности, т.е. мысли, идеи, взгляды, подходы и т.д., а также процессуальные ее характеристики (процессы решения творческих задач). Концентрируя внимание на логико-эпистемологическом, процессуальном аспектах исследования научного творчества, исследователи в то же время еще недостаточно отрефлексировали роль субъектно-личностной его составляющей.

В этом контексте особую актуальность представляет анализ научных идей и исследование научного творчества выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Чрезвычайно важны для понимания природы научного творчества разработанные Рубинштейном положения об активной, субъектной позиции ученого в исследовании мира, о том, что “творчество - это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что при том входит не только в историю развития самого творца, но и в историю науки”.

Следует иметь в виду, что человек-носитель творческих идей выступает в психологии как некая изначальная данность, как сформировавшийся субъект; из поля внимания исследователей выпадает процесс его становления и развития как ученого-специалиста и как личности. Рассматривая общие закономерности развития научного творчества, в то же время не учитывают и не исследуют в должной мере их конкретные вариации и формы воплощения. Целостный подход ставит нас перед необходимостью дополнить уже существующие аспекты субъектно-процессуальной составляющей научного творчества.

Научный путь Рубинштейна в предельно яркой форме отражает и воплощает глубоко творческую, эффективную позицию ученого, обогатившего науку новыми перспективными идеями и сформировавшего оригинальную психологическую школу. Поэтому на примере изучения его научного творчества можно попытаться реконструировать портрет ученого, с одной стороны, как реально функционирующей, развивающейся личности, как носителя определенных взглядов, идей (логико-научный анализ) и выразителя и участника общественно-культурных процессов (социально-культурный анализ), а, с другой стороны, как субъекта неповторимых свойств и характеристик (субъектно-личностный анализ). Причем, исследуя творчество ученого важно рассматривать его в реальной жизнедеятельности, в конкретных обстоятельствах его жизненного и научного пути.

Являясь основоположником субьектно-деятельностного подхода в психологии (теория субъекта, его деятельности и психического как недизъюнктивного процесса), С.Л. Рубинштейн считает, что “субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть.”

Основываясь на этой концепции, мы разрабатываем методику исследования творческого пути ученого, используя весь накопленный материал (научные труды С.Л. Рубинштейна; работы, посвященные творческому наследию ученого, отзывы учеников; архивные документы, включающие в себя оригиналы статей, материалы переписки и др.).