Максимов В.В.

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Факультет психолгии

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДА БОРТИНЖЕНЕРОВ

Данная работа, тематикой исследования и теоретических построений, лежит в области авиационной психологии и выполняется под руководством профессора Ю.К. Стрелкова. Многочисленные исследования проведенные в этой проблемной сфере, в том числе и под руководством Ю.К. Стрелкова, были посвящены анализу операторского труда и взаимодействия членов одной операторской группы (команды) и психологической составляющей деятельности отдельных специалистов – пилотов, штурманов, бортрадистов.

Единственными специалистами, которые оставались до сих пор в тени психологического исследования – являются бортинженеры гражданской авиации. Труд бортинженеров лишь иногда рассматривался как материал в комплексных исследованиях ошибок оператора.

Данная работа призвана восполнить этот пробел, поскольку проблема представляется нам достаточно актуальной – в связи с обновлением парка самолетов российскими авиакомпаниями на более современные летательные аппараты, уже не требующие присутствия специалиста технического профиля на борту.

Технологическое развитие авиационной техники существенно уменьшает роль оператора как непосредственного участника управления воздушным судном. Многие управляющие функции передаются под контроль автоматики или наземных служб навигации и технических служб. Не только отдельные операторские действия но и целые специальности перестают нуждаться в конкретных исполнителях. Сейчас, например, воздушное судно может автономно функционировать без бортрадиста, штурмана – даже с формально сохранными рабочими местами этих специалистов (т.н. iaeiiieaeoiua yeeia?e). Постепенно уменьшается роль и бортинженера. На современных самолетах его операторские функции большей частью передаются автоматике, а частично распределяются между двумя пилотами.

Понятно, что деятельность пилота в подобных условиях, существенно меняет свой характер. Если раньше пилот был весь сосредоточен на пилотировании, его внимание было сфокусировано во вне корабля (посредствам ли приборов или непосредственно: визуально – веду осмотрительность”; кинестетически – “чувствую малейшее изменение положения самолета”; aoaeaeuii“слушаю радио эфир, сообщения членов экипажа”), а силовые установки находились под контролем бортинженера – то теперь, пилоту придется уделять часть временного ресурса принципиально иной, с точки зрения внутренней картины рабочего пространства, части корабля – его движущей части. Это может быть не столь существенным в обычных условиях полета, но становится гораздо более значимым в случаях, когда автоматика нуждается в помощи человека, т.е. при сложных взлетах, посадках, критических ситуациях в полете.

Таким образом, представляется необходимым изучить психологическую составляющую труда бортинженеров в части образа предмета труда, рабочего места, самой деятельности.

В процессе исследования были рассмотрены:

1. Корректность самого разведения в образе самолета на две противоположные, взаимопроникающие части – внешнюю, “навигационную” и внутреннюю, “техническую”.

2. Структура профессиональной деятельности бортинженеров в различных режимах работы:

- предполетная подготовка самолета;

- взлет;

- горизонтальный полет;

- посадка;

- сдача самолета наземным службам.

3. Психологический анализ внутрипсихических особенностей представления рабочей ситуации:

- образ самолета;

- образ кабины;

- образ полета.

Основным методом анализа труда бортинженеров был выбран идеографический метод, поскольку он направлен на изучение отдельного специалиста. Метод включает применение интервью, опросников, лабораторных моделей профессионально-специфических задач, анализ случаев, ошибок, а также графической продукции специалиста. Совокупность данных, получаемых с помощью экспериментальных методик позволяет реконструировать психологическое содержание действий бортинженера в полете и при подготовке к нему.

Исследование было построено на интервью (адаптированный к труду авиаторов метод критических инцидентов Флэннагана) и авторской полупроективной методике.

В результате работы была выявлена структура деятельности бортинженера гражданской авиации и описана специфика восприятия профессионалом полета и предмета труда.