Марасанов Г.И.

Российская академия госслужбы, Москва

Культура как психологическое понятие

По подсчетам социологов, в различных областях научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. В самом широком смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, любая мысль, зародившаяся в его сознании (Т.Г. Стефаненко, 1998).

Показательно, что психологическая культура не раскрывается как самостоятельное понятие ни в одном из существующих отечественных словарей. Вместе с тем, она, как особый феномен, активно изучается и обсуждается исследователями. Так, О.С. Анисимовым (1991) введено понятие культуры деятельности и мышления, основой которого является рефлексия деятельности и мышления. Б.С. Братусь (1994) понимает культуру как “состыковку предписаний и принимающей их Души”. G. Hofstede (1981), T. Peters & R. Waterman (1992), H. Harris & R. Moran (1983), G. Lippit & D. Hoopes (1988) в том или ином контексте говорят об организационной, управленческой, корпоративной культуре прежде всего как о некоторой иерархии ценностей, норм, ритуалов, традиций, запретов, предпочтений, стилей поведения. Все три наименования психологической культуры здесь практически не различимы. Т.Ю. Базаров (1996), опираясь на классификацию D. Cole (1989), предлагает типологию организационных культур, разводя понятия организационной и корпоративной культуры людей, связанных общим местом работы. В.И. Долгова (1997) анализирует инновационную культуру служащих. О.З. Краснова (1997) исследует педагогическую культуру студентов технического вуза. Н.Т. Селезнева (1997) изучает закономерности развития психологической культуры руководителей. Причем, в каждой из трех последних работ культура не описывается однозначной дефиницией, а как бы подразумевается, складываясь из различных сущностных характеристик.

Приведенный перечень психологических исследований культуры далеко не полон. Мозаичность, пестрота и фрагментарность, присутствующая в большинстве современных исследовательских подходов к анализу культуры как психологического понятия может быть во многом преодолена, если, опираясь на всеобщий принцип детерминизма, разработанный С.Л. Рубинштейном (1957), осмысливать культуру как целостную личностно-деятельностную характеристику субъекта. Поскольку, по Рубинштейну, одной из основных особенностей деятельности является ее социальность, а в качестве субъекта может выступать человечество, большая или малая социальная группа, а также отдельная личность, то отсюда становится возможным выход на построение общего определения культуры, так сказать, в широком смысле. Тогда культура как деятельностная характеристика субъекта станет доступной для анализа через исследование внутренних, специфических закономерностей деятельности, отраженной и порожденной в данной культуре (целей, мотивов и т.д.). Как личностная характеристика субъекта, культура может быть познана как целостная система внутренних условий, через которые преломлены внешние воздействия. В этом случае появляется возможность упорядочить, систематизировать и, что самое важное, создать теоретико-методологическую основу для многих разновидностей частных определений культуры, которые, подобно приведенным выше, активно входят и будут входить в обиход современных психологических исследований.