Лабунская В.А.

Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону

Экспрессия личности как субъекта затрудненного - незатрудненного общения.

Проблема экспрессии личности более полувека назад была поставлена в работах С.Л. Рубинштейна. В контексте идей С.Л. Рубинштейна анализируется один из фундаментальных феноменов экспрессии человека: непосредственная представленность экспрессивного "Я" другому и отсутствие непосредственного видения экспрессивного репертуара субъектом экспрессии. Функции этого противоречия начинают раскрываться особенно четко тогда, когда внешность, экспрессия человека оказывают сильнейшее влияние на жизнь, судьбу, оценку другими, на всю систему его отношений, на профессиональные и личные достижения (возрастные кризисные периоды жизни, карьера, любовь и т.д.). Особая роль данного феномена наблюдается в ситуациях затрудненного общения, в ситуациях оценки личности как субъекта затрудненного общения.

Такая классификация субъектов не только соответствует развиваемому нами подходу к проблеме затрудненного - незатрудненного общения, но и отражает многочисленные попытки как отечественных, так и зарубежных психологов представить экспрессию человека как важный фактор оценки общения с точки зрения эффективное - неэффективное, затрудненное - незатрудненное. Самые разнообразные отношения к другому, которые характеризуют субъектов затрудненного и незатрудненного общения, располагаются в пространстве трех координат: "дистанция", "позиция", "валентность". Этот вывод соответствует тем данным, в которых представлены описания "генерализованных" невербальных паттернов, включающих отношения, принадлежащие к негативным и позитивным полюсам трех координат ( координата "аффиляция" или "валентность" - притяжение, любовь - ненависть; координата "доминирование-подчинение" или "позиция"; координата "включенность-отсутствие" или "дистанция). Перспективы изучения экспрессии субъекта затрудненного - незатрудненного общения связаны с формированием подхода к феномену "выражение личности", как явлению, охватывающему разные уровни структуры личности, средства и способы их выражения, к явлению, встроенному в контекст социального познания и поведения человека. При таком подходе вырисовывается несколько уровней толкования "экспрессия личности субъекта общения" и типов практических задач, соответствующих им.

1. Толкование в широком смысле выражения включает все "максимальное бытие" человека, представленное во всех внешних проявлениях. С практической точки зрения в контексте социального познания и поведения встает задача формирования социокультурных моделей "выражения личности", контроль над ними и их распространение.

2. Толкование выражения как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения - это несколько устойчивых черт, стиль, манера. В этом случае, усилия практиков должны быть сосредоточены на формировании экспрессивного"Я" личности с помощью выразительных средств, отличающихся различной устойчивостью (имидж политика, бизнесмена и т.д.).

3. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства или отношения, состояния. При такой трактовке решается задача определения устойчивых экспрессивных структур на основе частотного анализа элементов паттернов поведения и взаимосвязей между ними (гиперболизация (позитивных) или маскировка (негативных) черт, присущих данному индивиду.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности. Этому уровню анализа выражения личности соответствуют задачи обучения интерпретации экспрессии лица, управлению ей в различных ситуациях общения.

5. Выражение как личностно - динамическое образование, характеризующее субъекта общения с точки зрения совокупности его отношений к другому и к самому себе. Этому уровню анализа соответствует практическая задача конкретизации невербальных паттернов общения в соответствии с тем, какое отношение к партнеру занимает ведущее место в иерархии отношений субъекта затрудненного и незатрудненного общения. Исходя из структуры отношений к другому субъекта затрудненного и незатрудненного общения, его экспрессивный репертуар включает те экспрессивные компоненты, которые входят в структуру его ведущих отношений к другому. Совокупность этих экспрессивных компонентов устойчива, представляет из себя "генерализованный" невербальный паттерн поведения, в котором, как в капле воды отражены, представлены отношения, характерные для субъекта затрудненного и незатрудненного общения.

Таким образом, экспрессивные невербальные паттерны могут включать, например, комплекс элементов, которые указывают на степень враждебности или дружелюбия, на отсутствие или присутствие доверия, на уровень выраженности принятия - непринятия партнера, на степень стремления к доминированию, властвованию или подчинению, т.е. на ведущий тип общения, на личность как субъекта затрудненного и незатрудненного общения.