Купрейченко А.Б

Институт психологии Российской академии наук. Москва

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

Задача разработки данной методики является частью проводимого в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН исследования отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции с другими людьми. Большинство имеющихся методик и шкал моральной нормативности измеряют декларируемое отношение к моральным нормам, не учитывающее особенности ситуации и взаимодействующих субъектов. Перенос и адаптация зарубежных методик затруднены, поскольку восприятие социальных факторов чрезвычайно отличается в различных культурах. Назначение методики - измерение индивидуальных особенностей отношения к соблюдению нравственных норм.

Концептуальные основы. Нравственные нормы - некие конструкты , имплицитные представления о которых, имеют как культурно-исторические, так и групповые и индивидуальные особенности. Специфика поведения определяется особенностями ситуации в которую включены другие люди, а также особенностями личности. Концептуальным является положение о том, что индивид руководствуется различными правилами поведения по отношению к разным группам из его социального окружения, т.е. по отношению к людям, находящимся на разной психологической дистанции. Предварительное исследование показало, что в сознании испытуемых существует четкая дифференциация социальных групп в зависимости от психологической дистанции. Для определения имплицитных концепций, использовались как словари, так и современные исследования М.И. Воловиковой и Л.Л. Гренковой (1997), Р. Андерсона и П.Н. Шихирева (1994) и др., изучавшие конкретные образы порядочного человека. Учитывались особенности российского менталитета, так исследование В.В. Знакова (1997), позволяет сделать вывод, что в российском самосознании понятие честность распадается на 2 составляющие: правдивость и справедливость. В результате анализа отобрано 5 характеристик, входящих в представление о порядочном человеке: 1)Правдивость; 2)Справедливость; 3)Ответственность; 4)Принципиальность; 5)Терпимость. Для каждой были разработаны задачи, моделирующие различные ситуации, варианты ответа представляли три различных варианта поведения. Сорок экспертов-психологов оценивали соответствие задач измеряемым характеристикам. Задачи, получившие 80% положительных оценок, включались в опросник.

Структура методики. В методике заложена трехмерность характеристик: 1-ое измерение - уровень характеристики , 2-ое - социально-ролевая гибкость, 3-е - устойчивость во времени. Для определения показателя “гибкости” ( под которым понимается легкость изменения правил поведения по отношению к различным группам социального окружения, имеющим различную психологическую дистанцию по отношению к испытуемому) в опросник включено задание разделить социальное окружение на 4 группы по степени “близости”, при этом предлагается список основных возможных составляющих этого окружения. Для каждой из 5-ти характеристик (честность, справедливость и т.д.) разработан блок задач, испытуемым необходимо выбрать один вариант ответа для каждого круга близости. Каждый вариант ответа имеет “вес”, выраженный в баллах. Производится подсчет среднего балла по каждому блоку задач, что дает количественное выражение “уровня переменной”. После каждой задачи испытуемый должен ответить, изменилось ли его мнение по этому вопросу за последние 10 лет (период радикальных изменений в стране) - показатель “устойчивости”.

Апробация методики. Проведенное исследование отношения к нравственным нормам современных российских предпринимателей позволило подтвердить концептуальную модель: моральное поведение индивида характеризуется изменчивостью и, в то же время, имеет ряд выраженных индивидуальных особенностей. Различные социальные ситуации, социальные роли и психологические дистанции влияют на выбор правил морального поведения. Существенными оказываются также фактор возраста и особенно фактор жизненного опыта. Такое количество детерминант значительно усложняет задачу прогнозирования поведения. Однако в результате исследования было установлено, что характеристика “правдивость” значительно менее зависима от ситуативных и других рассматриваемых переменных. Другие выявленные факторы: гуманности, социальной ригидности, принципиальности и т.д. также, по всей видимости, связаны с устойчивыми особенностями личности. По своему составу факторная структура оказалась близка к положенной в основу опросника структуре из 5-ти характеристик порядочного человека.

Достоинства и ограничения методики. Основное достоинство - многомерность измеряемых характеристик. Методика позволяет учесть влияние ситуации, психологической дистанции, культурно-исторические особенности. Последнее является одновременно и ограничением методики.