Кольцова В.А., Олейник Ю.Н., Симонович Н.Е.

Институт психологии Российской академии наук. Институт молодежи. Москва

Социальное самочувствие человека: психологическая интерпретация

Рассматривая проблемы личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что “последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о ее самосознании” (Основы общей психологии, 1998, с. 635). Тем самым им был намечен конкретный путь познания человека не только как социального существа, но как активного, сознательно действующего субьекта. С этой позиции представляется продуктивным подойти и к изучению общественного сознания, формирующегося в результате тех или иных реально происходящих политико-социальных или экономико-культурных изменений в обществе. При этом, с методической точки зрения, конструктивным представляется использование понятия “социальное самочувствие”, которое в большей мере чем остальные термины в данной сфере научных исследований несет психологическое содержание. Понимая под социальным самочувствием, даже в самом общем виде, уровень психологической конфорности-дискомфортности человека или социальной группы, который определяется степенью его (их) удовлетворенности (или неудовлетворенности) собственным бытием в социуме, мы получаем возможность интерпретировать через систему психологических феноменов и эмпирически исследовать процесс восприятия человеком окружающей действительности.

В проведенном нами исследовании по социальному самочувствию приняло участие более 200 человек, представляющих различные социальные слои общества: военнослужащие, рабочие производственники, работники сферы культуры и образования, студенты. В нашем исследовании использовались общепризнанные психологические методики (тест смысложизненных ориентаций, тест на измерение уровня субъективного контроля, семантический дифференциал) и специально разработанная анкета, выявляющая различные когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты социального самочувствия.

В результате исследования получены специфические и обобщенные групповые характеристики социального самочувствия по различным поло-возрастным категориям обследуемых и в зависимости от их основной сферы профессиональной деятельности.