Кашапов М.М.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

ПРОБЛЕМНОСТЬ КАК ЕДИНИЦА АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Согласно С.Л. Рубинштейну проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий и порождает процесс мышления, направленный на "снятие" противоречий, образующих ядро проблемной ситуации. Именно проблемность, а не проблемную ситуацию можно понимать как исходную точку и побудительную причину развертывания процесса педагогического мышления. “Снятие” установленных противоречий есть ни что иное, как решение определенной педагогической задачи, которую учитель формулирует для себя в процессе и в результате решения педагогической проблемной ситуации. "Динамическая тенденция" (С.Л. Рубинштейн) направлена на создание оптимальных условий для самостоятельного развития личности ребенка, его творческой самодеятельности.

Направленность мышления на разрешение противоречий выражается в обнаруженной субъектом проблемности, по содержанию которой различаются уровни решения педагогической ситуации. Факты изменений в познании и преобразовании педагогических ситуаций свидетельствуют в пользу многоуровневой природы мыслительной активности (А.В. Брушлинский, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина), где происходит постоянное взаимодействие между уровнями.

Развитие позиции, предложенной С.Л. Рубинштейном и его последователями как интегрирующей, позволяет, на наш взгляд, выявить следующие особенности познания и преобразования процесса педагогического взаимодействия: 1) в случае доминирования деятельностного подхода актуализируется ситуативный уровень обнаружения учителем проблемности в решаемой педагогической ситуации; 2) если преобладает личностный подход, то осуществляется надситуативный уровень обнаружения проблемности. Учет многоуровневой природы мыслительной активности позволяет нам выделить следующие типы педагогического мышления: ситуативный и надситуативный (Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Сумарокова О.В., Дубровина Ю.Н., Серафимович И.В.).

Поиск проблемности определяет направленность и типологию профессионального мышления учителя. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных Т.Г. Киселевой, Ю.Н. Дубровиной, И.В. Серафимович и др. С момента выявления проблемности и её анализа происходит возникновение проблемной ситуации, которая в последующем трансформируется в педагогическую задачу. Именно проблемность является исходным пунктом специфически мыслительного пути преодоления информационного рассогласования или дефицита стимульной педагогической ситуации. Сущность проблемности заключается не в самом объективном факте наличия дефицита информации, а в осмыслении и понимании педагогом информации об этом дефиците. Так, надситуативная проблемность характеризуется выявлением проблемности за пределами конкретной решаемой ситуации и осознанием учителем необходимости изменения, совершенствования некоторых особенностей своей личности. Данный уровень наиболее успешно сопровождает эффективную мыслительную деятельность тех педагогов, которые чаще используют объемные (трансцендентные) обобщения как из области преподаваемого предмета, так и из области психологии. Согласно полученным нами эмпирическим и экспериментальным данным умение устанавливать и разрешать надситуативную проблемность является наиболее значимым для успешного решения педагогической проблемной ситуации. Диагностика надситуативной проблемности включает в себя систему показателей: критичность мышления; стремление к доказательности и обоснованности своей педагогической позиции; способность и стремление ставить проблемные вопросы; стремление и способность вести дискуссию; готовность к адекватной самооценке. Все это предполагает активную разработку и внедрение в педагогическую практику условий и средств формирования умений обнаруживать надситуативную проблемность.

Следовательно, рассмотрение проблемности в качестве структурной единицы педагогического мышления позволяет по-новому понимать профессиональное мышление учителя как познавательный процесс поиска и разрешения проблемности в ходе учебно-воспитательной деятельности. Такое понимание способствует, на наш взгляд, схватыванию собственно психологического пласта в педагогическом процессе. Важно отметить необходимость своевременного выхода на уровень обнаружения надситуативной проблемности, поскольку постоянная ориентация на поиск надситуативной проблемности отрицательно сказывается на результатах педагогической деятельности. В зависимости от конкретной задачи профессиональной деятельности можно говорить об относительной целесообразности определенного уровня обнаружения проблемности в решаемой педагогической ситуации.