Ждан А.Н.
Московский
государственный университет им.
М.В.Ломоносова. Психологический
факультет
ИСТОРИЧЕСКАЯ
РОЛЬ С.Л.РУБИНШТЕЙНА
В БОРЬБЕ
ПРОТИВ ЛИКВИДАЦИИ ПСИХОЛОГИИ В
ПЕРИОД
ПЕРЕСТРОЙКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (20-е - 30-е гг.)
Предметом этих
тезисов является положение о
решающей роли, которую сыграл С.Л.
Рубинштейн в деле сохранения
статуса психологии как
самостоятельной науки в
сложившейся в 20-х - 30-х годах
ситуации прямых выступлений или
косвенных тенденций, направленных
на ликвидацию психологии и
замещение её механистическими
поведенческими и педологическими
концепциями.
- Рассматривается
ситуация в отечественной
психологии в 20-е - 30-е годы.
Мировая психологическая мысль
вступила в полосу открытого
кризиса. В отечественной науке
развернулась работа по
созданию на основе философии
марксизма новой системы
психологии, получившей имя
“советская психология”. Эта
работа включала решение ряда
задач, основу которых
составляла идейная борьба
вокруг вопроса о философских
основах психологической науки. Были подвергнуты
разгромной критике системы
идеалистической психологии
(философская психология С.Л.
Франка, Н.О. Лосского, Л.М.
Лопатина, эмпирическая
психология Г.И. Челпанова).
Важным направлением
созидательной работы в рамках
борьбы с идеалистической
психологией явилось освоение
павловского учения об условных
рефлексах. Большое развитие
получили поведенческие
тенденции с их установкой на
объективность научного знания,
наиболее ярко воплотившиеся в
рефлексологии В.М. Бехтерева.
Бехтерев рассматривал
рефлексологию, которая имеет
своим предметом
соотносительную деятельность
как совокупность
сочетательных рефлексов, как
дисциплину, которая должна
заменить психологию.
Развернувшиеся широким
фронтом педологические
исследования привели к
возникновению на их основе
мощного научно-практического
движения. Хотя в педологии и не
отрицалось значение
психологии, но она
рассматривалась лишь как
раздел этой синтетической
науки. Возникли попытки
продвинуть разрешение
основных психологических
проблем, прежде всего о природе
психического, о предмете,
методах психологии с помощью
марксизма. На реализацию идеи
марксистской психологии
претендовала реактология К.Н.
Корнилова, провозгласившая
своим предметом поведение как
совокупность всех реакций,
какими человек отвечает на
внешние воздействия и реально
явившаяся крайне
механистическим направлением,
не способным стать новой
психологической системой.
Культурно-историческая
психология Л.С.Выготского
выдвинула новое представление
о психике, воплотившееся в
учение об историческом
происхождении высших
психических функций (“извне -
внутрь”) и их
орудийно-опосредованном
характере. Однако
развернувшаяся в 1932 году так
называемая “открытая
дискуссия” по теории, её связь
с педологией, последовавший в
1936 году уже после смерти
Выготского запрет педологии
роковым образом определили
судьбу его произведений и
явились причинами отвержения
концепции. В силу этого её
влияние было официально
приостановлено, хотя реально,
конечно, продолжалось в
деятельности его учеников и
последователей. Анализируя
ситуацию, сложившуюся в
психологии, С.Л. Рубинштейн
делает вывод: “… в 30-е годы
психология теряет большую
часть своих позиций. Это
объясняется как внешними
причинами, так и причинами
внутренними, лежащими в самой
психологии: господство в ней
механистических тенденций
либо прямо вело к ликвидации
психологии, либо косвенно
приводило к тому же результату,
делая её бесплодной” (С.Л.
Рубинштейн. Основы общей
психологии: В 2 т. Т.1. - М., 1989,
с.100).
- В этой ситуации
вытеснения психологии выходят
капитальные труды Рубинштейна:
статья “Проблемы психологии в
трудах Карла Маркса”(1934), книги
“Основы психологии” (1935) и
“Основы общей психологии”
(1940). Вышедшие с грифом
“учебник”, эти книги, по
оценке автора, Сергея
Леонидовича, были
исследовательскими работами,
ибо во главу угла ставили не
дидактические, а научные
задачи. В нашей литературе
достаточно полно и всесторонне
представлен анализ этих работ.
Показана непреходящая
ценность предложенной в них
системы психологической науки,
раскрыта новизна в трактовке
фундаментальных проблем в
связи с введением понятия
предметной деятельности.
Гораздо меньше внимания
обращалось на значение этих
работ в связи с наметившейся в
эти годы угрозой ликвидации
психологии. В этих условиях
статья и книги С.Л. Рубинштейна,
работы, развернувшиеся
под его руководством на
возглавляемой им кафедре
психологии Ленинградского
педагогического института им.
Герцена, составившие 4 тома
Учёных записок этой кафедры,
вместе с отдельными
исследованиями П.П. Блонского
(о памяти), Б.М. Теплова (о
способностях), С.В. Кравкова (по
психофизиологии), А.Н.
Северцова, В.А. Вагнера, Н.Н.
Ладыгиной-Котс(по
зоопсихологии),
экспериментальными
исследованиями Харьковской
группы психологов,
последователей Л.С.Выготского
под руководством А.Н.
Леонтьева, охватывающими
вопросы о роли предметных
действий в развитии
восприятия, мышления, памяти и
др. реально способствовали
восстановлению авторитета
психологической науки и её
сохранения как таковой.
Деятельность С.Л. Рубинштейна
получила высокую оценку
(Сталинская премия за книгу
“Основы общей психологии”
(1942); назначение заведующим
созданной в МГУ им. М.В.
Ломоносова кафедры психологии
(1942). Своими трудами
Рубинштейну удалось
переломить крайне опасную для
психологии ситуацию.
Намеченная им и одновременно,
но несколько в ином аспекте А.Н.
Леонтьевым линия, основу
которой составляет единство
сознания и деятельности,
открыла путь для построения
психологии как реальной науки,
в русле которой развернулись
плодотворные исследования в
теоретической и различных
прикладных областях
психологического знания.