Иванов Ф.Е.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

О субъектогенезе при психологической экспертизе критических

ситуаций профессиональной деятельности.

В настоящее время при решении проблем безопасности профессиональной деятельности в потенциальноопасных социотехнических системах актуальное значение приобретает понимание субъектогенеза как важнейшей составляющей мировоззрения гуманистически ориентированного психолога-практика.

Парадигма субъектности успешно развивается в современной психологии (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Алексеев А.В., Асмолов А.Г., Василюк Ф.Е., Братусь Б.Г., Климов Г.А., Кондикин О.А., Петровский В.А., Маркова А.К. и др.), подтверждая своевременность разработки идеи субъектности в трудах выдающихся отечественных психологов Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г., Ломова Б.Ф. Особенно продуктивностна идея субъектности и понятия субъектогенеза как о производной могут быть реализованы в психологической практике экспертизы критических ситуаций профессиональной деятельности. Для психолога-эксперта критических ситуаций профессиональной деятельности, принимающего субъектогенез как основу бытия его практики, очевидными становятся современные положения психологического знания о значимости и уникальности самоопределения человека в различных психологических пространствах, о своей чрезвычайной личной этической ответственности за продукт своей деятельности.

Существование человека в профессиональном реальном психологическом пространстве означает всегда одновременно его существование с одной стороны, в других психологических пространствах таких, как жизнедеятельностном, индивидуальном, личностном, социальном. С другой стороны - в реализованном процессуальном психологическом пространстве субъекта труда можно выделить четыре базовых пространственных конструкта: нормативный, личностный, профессиональный, социальный. Нормативный (н) включает в себя систему правил, регулирующих профессиональную деятельность, требования к ее процессу и результатам. Личностный (л) - индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в профессиональной сфере и опосредующие индивидуальный стиль деятельности. Профессиональный пространственный конструкт (п) определяет систему требований к профессиональным качествам. Социальный конструкт (с) отражает систему межличностных отношений в профессиональной среде, динамику интересов профессиональной группы. Поэтому реконструкция критической ситуации профессиональной деятельности с целью построения объективной картограммы причин-факторов, ее развитие должно строится с учетом синхронного и гетерогенного "сосуществования" субъекта в различных психологических пространствах и конструктах пространств. Такой полифункциональный анализ субъекта позволяет выявить причинные факторы срыва профессиональной деятельности, в том числе и факторы, которые связаны с внутренними конфликтами, порождаемых столкновениями когнитивно-мотивационных компонентов различных конструктов профессионального производства: так, конфликт между стремлением к самореализации и стремлением соответствовать запросам профессиональной группы можно рассматривать в качестве столкновения личностного и социального конструктов, а несоответствие представлений личности о профессиональных требованиях и собственных возможностях - как противоречие между компонентами профессионального и личностного конструктов. Вместе с тем, в качестве детерминанты профессиональных внутриличностных конфликтов могут выступать, на наш взгляд, и противоречия в самих пространственных конструктах. К таким противоречиям относится, например, принятие взаимоисключающих нормативных актов, которое непосредственно провоцирует нарушение безопасности профессиональной деятельности.

Впрактике психологической экспертизы активно используется и более широкое, универсальное понятие субъекта труда. Универсальность понятия субъекта труда заключается в представлении о субъекте труда как о некотором социуме, осуществляющем данную трудовую деятельность в системе. В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума. Локус определения субъекта детерминирован задачами психологического анализа при изучении причин критической ситуации.

При определении распределенного субъекта труда возникает необходимость введения понятия разобщенности "субъекта решения" и "субъекта исполнения". Эта разобщенность проявляется в определении специфического функционирования субъектов совместной деятельности. Распределенность субъекта труда имеет горизонтальный и вертикальный характер, который связан с различной ролью ответственности и подчинения. Программы поведения субъекта труда могут существенным образом отличаться по структуре и функциональному содержанию: "субъект труда" как субъект решения и "субъект труда" как субъект исполнения.

Таким образом, реализация идеи субъектности и субъектогенеза в практике психологической экспертизы критических ситуаций профессиональной деятельности позволит более полно и надежно исследовать роль человеческого фактора в социотехнических системах с опасными технологиями.