Харламенкова Н.Е.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Анализ одной из стратегий самоутверждения личности в ракурсе

проблемы"Я" и другой человек"

Идея С.Л. Рубинштейна о том, что "Я" "не может быть раскрыто только как объект непосредственного осознания, через отношение только к самому себе, обособленно от отношения к другим людям" находит подтверждение в современных разработках проблемы самоутверждения личности. Действительно, осознание себя и отношение к себе определяют специфику предъявления "конкретного "Я" другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта. Характер подобного предъявления проявляется в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и в определенных стратегиях поведения. Описываемый комплекс психических явлений принято обозначать термином самоутверждение личности (self-assertion). Теоретически и эмпирически выделяются три стратегии самоутверждения - самоподавление, конструктивное самоутверждение и доминирование.

Эмпирически исследуя и теоретически осмысливая каждую из трех выделенных стратегий в ракурсе проблемы "Я" и другой человек" было показано, что "Я" как объект отношения и объект самоотношения по-разному репрезентируется субъектам, склонным к самоподавлению, конструктивному самоутверждению и доминированию.

В рамках обсуждаемой проблемы особое внимание было уделено анализу "Я"-концепции у личности, склонной к самоподавлению, т.е. к конформному поведению и самоуничижению. В этом случае характерными признаками анализа себя как объекта отношения и самоотношения выступают: описание "Я" в терминах физического мира, мира объектов ("Я чувствую себя как брошенный кем-то увядший цветок"); оценка внутреннего психического состояния по особенностям физического "Я" (по внешности, позе, выражению лица и др., например, "по тому как она сидит видно, что ей грустно"); дифференцированный анализ "Я"-концепции с учетом фактора пола (мужчина/женщина), например, "Я беззащитна как женщина"; в крайних случаях наблюдалась конфлуэнция или слияние "Я" с физическим миром ("Я стал апельсиновой долькой). Отношение к себе как к объекту физического мира и другие, выделенные нами особенности "Я"- концепции, определяют по выражению С.Л. Рубинштейна "способ существования человека в мире", в частности способ его самоутверждения.