Григорьев С.В.

Московский городской дворец творчества. Москва

Этнопсихология праздника: субъектная парадигма познания народного психологического опыта

Работа выполняется при поддержке РГНФ, код проекта 99-06-00251а

Целостное и многомерное знание о психологии человека, возможно лишь при специальном психологическом исследовании разных праздничных форм человеческой жизнедеятельности, представленных в жизни и культуре народов. Именно философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна, включающая психологическую диалектику взаимосвязи индивидуального и группового (коллективного, национального, народного и т.п.) субъекта, позволяет исследовать этнопсихологию праздника в пространстве-времени глобального мироотношения “Человек и Мир”.

Праздник как явление жизни, социально-художественное явление и т.п. является столь же важным объектом психологических и этнопсихологических исследований, поскольку праздничное поведение раскрывает многие значимые черты психологической культуры, личностные особенности взаимосвязи самовыраженя и развития личности, психологии человека как субъекта развития культуры праздника. Линия культурно-исторического психологического анализа этнопсихологии праздника возможна на основе анализа культурно-психологического наследия (архивы, мемуары и др.) через изучение субъекта как реального носителя и творца общего, особенного и единичного (уникального), проявляющегося в многообразных формах праздничного поведения, сложившихся у разных народов и являющихся важной частью народного психологического опыта в целом. Пространство-время праздника в этнопсихологическом исследовании предстает как сфера проявления, формирования и развития национальной, этнической и т.п. идентификации личности, то есть охватывает все “возрасты жизни” человека и предполагает раскрытие реальной типологии индивидуальных, этнических, конфессиональных и других особенностей исторически сложившихся в культуре форм поведения.

Уникальные возможности (на это обратила внимание Е.А. Будилова, 1983) дает анализ опыта этнопсихологического направления в отечественной науке, начиная с 40-х гг. XIX в. Изучение особенностей праздничного поведения и представлений о празднике, характерные для российского менталитета, исследуются нами через сопоставление с архивными материалами, собранными Этнографическим бюро В.Н.Тенишева, хранящимися в Российском этнографическом музее, и современными материалами по этнопсихологии праздника.

В нашем исследовании подлежит разносторонней проверке и дальнейшему осмыслению ранее полученные нами в исследовании традиционных народных игр и игровой культуры личности (Григорьев, 1984, 1991, 1995) сведения о взаимосвязи личностного, этнического и общекультурного компонентов в культурно-психологической идентификации личности. При этом с позиций субъектно-деятельностного подхода подлежит существенным уточнениям и само традиционное представление о психологических механизмах идентификации личности, широко используемое в многочисленных этнопсихологических и кросскультурных исследованиях.

Полевые этнопсихологические материалы комплексного междисциплинарного изучения игр и праздников 1993-95 гг (Игры и праздники Валдая... М., 1995) позволяют анализировать различия в представлениях о празднике у разных поколений, начиная с поколения 1913-33 гг. Проблема различия между поколениями (как ставит ее А. Эскола, 1987) выявляет характерную для российского опыта смену ведущей роли календарной праздничности на семейно-личностную (приоритетный “поколенный статус”) как ведущий тип праздничного поведения. При этом этнологи, описывая календарные и семейные традиционные праздники, опускают то обстоятельство, что именно индивидуальный (личность) и групповой (семья, община и т.п.) субъект сыграли ведущую роль в этом значимом изменении и известным образом преломили мощные социокультурные воздействия эпохи коренной ломки”, сохранив тем самым праздничность как явление частной жизни.

На глазах современного поколения происходит складывание новой типологии праздничности, отсюда роль практикоориентированных этнопсихологических исследований. В осуществляемой нами целевой научно-практической программе “Игры и праздники Московии” отрабатываются методы информационного психологического мониторинга и мотивационно-целевого (интенционального) анализа как возможность активной (субъектной, деятельностной) позиции в отношении привлечения населения к участию, возрождению и оценке этнопсихологических составляющих традиционных и современных московских праздников как значимых со-бытий жизни. Сложным является исследование взаимопроникновения традиционного и нового, устойчивого и изменчивого, традиционно сельского и городского в условиях современного типа городского праздника, ориентированного на своеобразие этнокультурной ситуации мегаполисов, включая специфические проблемы этнодисперсных групп населения. Этнопсихология праздника в значительной мере скрывает в себе то, что, используя терминологию А.Ф. Лосева, может быть названо “самое само” российского менталитета, в исследовании которого еще долгое время ведущей и наиболее дискуссионной проблемой будет оставаться вопрос об адекватных методах описания и качественного анализа изучаемого.