Гренкова - Дикевич Л. Л.

Смоленский гуманитарный университет

Нравственные представления современной молодежи

Социально - политические и экономические изменения, происходящие в России, неизбежно затрагивают каждого отдельного человека. Жизненная реальность ставит перед человеком дилеммы и прежде всего это нравственные дилеммы, которые заключаются в выборе способа отношения к другому человеку, другим людям. Об этой проблеме писал еще С. Л. Рубинштейн в своей работе “Человек и мир” (1973, с. 342, 348). Человек учится поступать нравственно, благодаря поступкам и действиям людей, его окружающих. Именно поступок является той “единицей” поведения, определяющей нравственный аспект деятельности субъекта (Рубинштейн, 1973). Приписывание субъектом высокой социальной ценности определенным моральным качествам и поступкам направляет личность к их достижению. Таким образом нравственность поддерживается и передается из поколения в поколение, что дает возможность субъекту вырабатывать свое отношение к жизни, разрешать жизненные противоречия изменять соотношение добра и зла и реализовывать нравственные ценности на своем жизненном пути.

Наше исследование имело целью ответить на вопрос: каковы в настоящий момент представления о нравственной личности у молодых людей. Оно проводилось в русле изучения “имплицитных концепций” (Смирнова, 1997). Испытуемым предлагалось вспомнить порядочного человека, известного ему лично и оценить его по каждому из утверждений с помощью 3-х бальной шкалы, а так же вспомнить случай из жизни оцениваемого (порядочного человека), подтверждающий его порядочность. Указывался пол и возраст описываемого человека. Характеристики порядочного человека оценивались выборкой 100 человек (студенты Смоленских Вузов, средний возраст 21 год, 50% лица мужского пола). Для определения представлений о качествах нравственной личности была проведена процедура факторного анализа, после варимакс вращения выделено 6 значимых факторов.

Фактор 1 рассчитывался для 11% всех случаев и был назван нами культурно-когнитивным (интеллигентный, воспитанный, культурный, тактичный, деликатный, эрудированный, начитанный). Фактор 2 - фактор доверия (ему можно доверять, умеет выслушать, уважающий других людей, помогает в трудную минуту. Отрицается: бережливый). Фактор 3 - коммуникативный (общительный, с чувством юмора, веселый, хорошо одевается, может дать совет. Отрицается: скромный). Фактор 4 - фактор самоконтроля (ответственный, добросовестный, трудолюбивый, не нарушает данного им слова, не выдаст чужую тайну). Фактор 5 - фактор доброжелательности (добрый, доброжелательный, отзывчивый, не злой, может простить). Фактор 6 - фактор социальной поддержки (безотказный, бескорыстный, не жадный. Отрицаются: образованный, умный).

Выделенные факторы свидетельствуют о наличие целостной картины представлений отечественных респондентов о нравственной личности, где ведущими выступают собственно этический и когнитивный компоненты.