Гостев А.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Образная сфера человека: актуальность феноменологического аспекта

Для дальнейшего исследования многообразия форм и уровней психического отражения и регулирования, их потенциальных возможностей актуально более глубокое изучение множества основных классов вторичных образов-представлений, совокупность которых может рассматриваться (в первом теоретическом приближении) как образная сфера (ОСФ) человека. ОСФ объединяет различные виды "внутренних психических образов", вторичных по отношению к образам непосредственного восприятия, и имеющих свои особенности и "удельный вес" в целом. ОСФ рассматривается как некое целостное образование, в котором вторичные образы различных классов и уровней представляют собой элементы особой структуры, имеющей свою систему функций, логику развития. ОСФ - многомерная, многоуровневая, динамическая система, которая, за счет возможности воссоздания непрерывного опосредованного мысленного контакта с реальностью (внешнего мира и самого субъекта) обеспечивает процессы психического отражение и регулирование, и рассматривается как важнейший компонент индивидуального сознания. Каждый “элемент-образ”, в комбинации с другими выполняет специфические функции, в соответствии с текущей жизненной ситуацией. Понятие ОСФ описывает совокупность основных классов вторичных образов, включая и потенциальные их виды, на основе такого объединяющего признака как переживание образа,. Каждый вид мысленного образа на фоне общей полифункциональности ОСФ призван осуществлять свою преимущественную функцию как компонент текущего потока актуального сознания различного состояния сознания. Возможен вариант системного описания ОСФ: множество, классов образов описано кольцевой структурой, упорядоченной по условным уровням активации сознания.

ОСФ является эффективное средством глубинного контакта субъекта с многоплановыми реалиями внутреннего мира - трансляционная макрофункция ОСФ. Трансляционная макрофункция ОСФ акцентирует момент глубинного контакта познающего субъекта со своим внутренним миром, причем с его наиболее скрытыми областями, в том числе с духовным (и духовно-религиозным) измерением человеческого бытия. Существующие в плане духовно-религиозных переживаний потенциальные аспекты трансляционной функции ОСФ необходимо изучать в контексте личностного и нравственно-духовного развития человека. Раскрытие латентных возможностей духовных переживаний несет в себе необходимость более пристального внимания к психическому здоровью, и потому является проблемой, требующей своего тщательного исследования с привлечением (в том числе и качестве метода исследования) анализа духовного опыта различных культур; для отечественной духовной почвы это святоотеческое наследие.

Узловые моменты в построении многомерного описания характеристик ОСФ связаны с нахождением: а) оптимального набора исходных измерений вторичного образа, б) минимально достаточного набора характеристик интегральных, определяемых методами субъективного оценивания, в) соотношением первых и вторых.

Важным шагом в раскрытии значения феноменологического изучения образов является исследование индивидуальных особенностей ОСФ.

Анализ ряд актуальных теоретических и практических проблем использования ОСФ в психологической коррекции позволил предложить гипотетические трехуровневые рамки прикладной значимости работы с образами на разных уровнях личностного и духовного развития. В частности, поставлена проблема “научной ассимиляции” культурно-исторического духовного контекста, в частности, преодоления методологического раскола между использованием ОСФ в психотерапии и психокоррекции и духовно-религиозным метаконтекстом святоотеческой традиции (серьезно заостряющей внимание на осмыслении “полете человеческой фантазии”).