Городечная Н.П., Блинникова И.В.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Как дети представляют окружающее пространство: пейзажи или схемы?

Пространственная компетентность школьников (в возрасте от 8 до 11 лет) тестировалась с использованием классических задач рисования плана и описания маршрутов. Анализ выполнения задач проводился с учетом возраста, пола, интеллектуального уровня, уровня тревожности испытуемых и размеров представляемой территории. В качестве тестовых территорий задавались первый этаж школьного здания, двор школы и его окрестности, город. Дети должны были перечислить объекты, которые расположены на заданной территории и которые они могли вспомнить, нарисовать план территории и описать наиболее привычный маршрут.

Анализ рисунков показал, что дети рисуют либо картинки-пейзажи, либо схематические планы территории. Существование таких различий при изображении местности отмечались многими авторами. В частности, они были выявлены в классических экспериментах Ж.Пиаже и Б.Инельдер (Piaget, Inelder, 1948) и А.Съегела и С.Уайта (Siegel, White, 1975). Однако, в отличие от этих исследований, наши данные не позволяют утверждать, что эти различия связаны с фактором возраста или интеллекта. Скорее они были связаны с фактором пола. Девочки предпочитают рисовать картинки-пейзажи, а мальчики – схемы. С одной стороны, картинки-пейзажи относят к более примитивному способу изображения пространства, и поэтому можно предположить, что девочки менее способны к передаче пространственных закономерностей окружающего мира. С другой стороны, в этих различиях (картинки/схемы) проявляется различное отношение к передаче окружающего пространства и связанные с ним различные стратегии решения задачи. У девочек обнаруживается более эстетический подход к изображению пространства, а у мальчиков – более ориентационный. Эстетический подход девочек проявляется и в характере перечисляемых объектов, и в характере описаний маршрутов.

Тот факт, что девочки в принципе способны использовать схематические планы как способ представления пространства, проявляется при анализе изменений характера выполнения задачи при возрастании размеров тестовой территории (особенно при необходимости нарисовать план Москвы). Здесь было выявлено два типа изменений (надо отметить, что у большинства детей тип изображения не менялся). В первом случае – дети переходили к более примитивному виду изображения: менее согласованному, к рисункам-пейзажам. Эти дети отличались более низким интеллектуальным уровнем и более высоким уровнем тревожности. В тоже время для другой небольшой группы детей (12,8%) переход к более сложному пространству служил как бы “вызовом” к применению более совершенных методов передачи пространства. Они рисовали план города, хотя при изображении класса рисовали картинку. Эта группа детей отличалась высокими показателями интеллекта. Такие данные свидетельствуют, что в зависимости от типа пространства дети могут применять разные способы его изображения.