Голиков Ю.Я.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Проблемы субъектно-объектных отношений в перспективной технологии

Психологические проблемы субъектно-объектных отношений в технике, отражая в себе все тенденции интегративного развития современной науки, с особой остротой проявляют междисциплинарный и синтетический характер вследствие того, что проблема человека сегодня становится центром всего научного познания. Тем или иным своим аспектом проблемы субъектно-объектных отношений взаимосвязаны практически со всеми глобальными проблемами, всеми крупными научно-техническими направлениями (в том числе развитием атомной энергетики, морского, воздушного и наземного транспорта, химических технологий, освоением космоса, автоматизацией и роботизацией промышленного производства), с большинством новых синтетических областей теоретических исследований (кибернетикой, системными исследованиями, системотехникой, теорией принятия решений, психологией труда и инженерной психологией, эргономикой и другими). Субъектная сторона субъектно-объектных взаимосвязей в большей степени должна характеризоваться познавательными средствами, раскрывающими отношения субъекта к миру, природе, обществу, технике и в том числе его сознательное отношение к самому себе, ценностно-целевые установки, способы и нормы познавательной деятельности. При этом, как показывают результаты исследований в гносеологии, психологии личности, социальной психологии, сущность и активность субъекта, отражаемые в его познавательной деятельности, могут быть поняты только в их социально-культурной и исторической обусловленности.

Теоретической позицией, на которой предпринимаются усилия по сближению разных научных школ и направлений по изучению взаимосвязи человека с обществом, в последние годы становятся методологический принцип субъекта, субъектно-деятельностный подход, разработанные С.Л. Рубинштейном и его учениками А.В.Брушлинским, К.А. Абульхановой-Славской и другими. Здесь проблема активности субъекта, его поведения и деятельности, социальной детерминации личности, мотивации и ценностных ориентаций, социальных норм поведения и деятельности, субъективных отношений личности изучаются главным образом в социальном контексте, во всем многообразии проявлений этого контекста в системе общественных отношений. В соответствии с этой теоретической позицией, если рассматривать даже ближайшие перспективы развития техники — симбиоз человека и технических средств, искусственный интеллект, робототехнические объекты, — среди проблем субъектно-объектных отношений с особой остротой встают их социально-нравственные аспекты. На наш взгляд, мы уже переходим границу области существования психологии труда, инженерной психологии, эргономики. До сих пор мы изучали техносферу как пространство и многообразие искусственно созданных объектов, орудий труда человека и в сфере внимания наших исследований главные акценты были на разных особенностях проблем взаимодействия человека с техническими объектами.

Но результаты анализа исторического развития техники — от простейших орудий ручного труда и автоматизированных систем к системам "человек-машина" и наиболее сложным объектам — реальности сегодняшнего дня — человеко-машинным системным комплексам или, по определению В.С. Степина, "человекоразмерным" техническим объектам (иными словами, объектам, сложность которых уже соизмерима, соотносима со сложностью человека) — четко обозначают основные тенденции этого процесса: возрастание роли человека и масштаба сферы активности субъекта в технике — от индивидуальной активности к межличностным взаимодействиям и социальной активности, где уже в полной мере проявляется все многообразие факторов социально-общественных отношений, субъективного образа мира, мировоззрения, ценностно-нормативных систем человека. Кроме того, за границами современной техносферы как области существования искусственных объектов мы вступаем в пространство непознанного, потенциального, где происходит качественный скачок в процессе познания. Здесь по самой логике научно-технического прогресса объектом исследования становится сам человек - в симбиозе с техническими компонентами, то есть человек новый: "оснащенный", "преображенный" или "трансформированный" некоторыми искусственными физическими, эмоциональными, интеллектуаль-ными или "виртуальными" "средствами", "дополнениями" или "устройствами". Такие качественно новые объекты ближайшего будущего можно определить как "естественно-искусственные объекты". При этом психологические проблемы субъектно-объектных отношений в технике трансформируются в проблему человека — полностью соединяясь с аналогичной глобальной проблемой современности со всеми ее особенностями и закономерностями, как она ставится сегодня в общей философии, философии глобальных проблем, в системных исследованиях. И, следовательно, глобальная проблема человека, являясь одним из гносеологических оснований, элементом теоретического фундамента психологии субъектно-объектных отношений в технике, в новом перспективном пространстве естественно-искусственных объектов становится ее логическим завершением.

Что касается теоретических концепций и подходов к изучению данного направления в будущем, необходимо заметить, что при их разработке должны учитываться не только расширение и усложнение области существования и форм развития самого объекта исследования и объектных отношений, но и изменение пространства субъектных отношений, в котором будут проявляться разные виды активности профессионалов (независимости и зависимости) и характера отношений (как совместимости, так и несовместимости), а также и доминирующее воздействие социально-нравственных аспектов проблем. Безусловно, что для их решения потребуются междисциплинарные формы исследований, взаимодействие психологии труда, инженерной психологии, эргономики с другими научными дисциплинами — и с психологией личности, и с социальной психологией, и с философией, и с системными исследованиями.