Фролов А.С.

Московский городской дворец творчества

ПУТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА

Современный детский праздник как целостное явление традиционно анализируется как социально-педагогическое явление, обладающее значительным психолого-педагогическим потенциалом воздействия на личность ребенка. Однако выявляется разрыв между философско-психологическим рассмотрением праздника и организационно-педагогическими технологиями режиссуры массового детского праздника как практической задачи. Восполнить это должны психолого-педагогические стратегии, направленные на выявление психологических (возрастных, этнических и т.п.) особенностей подготовки (включая создание социально-психологической установки на праздник), организации и проведения современных детских праздников, фестивалей, способных стать событиями в детской жизни, оказывающими заметное влияние на формирование и развитие личности в детском возрасте. В книге С.Л. Рубинштейна “Человек и мир” проблема праздничного поведения затрагивается в связи с эстетической темой (мотивом) в жизни человека, изначально восходящей к способности видеть эстетическое, прекрасное в природе, вырабатывать чувствительность к нему как предпосылку для появляющегося этического отношения. Праздник и связанная с ним радость жизни всегда играли существенную роль в воспитании, однако для ее реализации в современных условиях невозможно полагаться лишь на стихийные, природные факторы. Современная режиссура массовых детских праздников предполагает выявление сущностных особенностей праздничного поведения, которые затем воспроизводятся и реализуются (с той или иной степенью психолого-педагогической, режиссерско-постановочной и т.п. успешностью или неуспешностью) через сложную систему продуманных мероприятий, обеспечивающих изначальный творческий замысел. Психология и аксиология праздничного поведения, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, связана с “утверждением эстетического отношения к человеку и необходимостью этого отношения как условия полноценного, радостного человеческого существования”. Это объединяет задачи психологов праздничного действа и искусства как творчества, поскольку в этом отношении теоретическая постановка проблемы совпадает с реальной практикой подготовки режиссеров массовых праздников в системе университетов и институтов культуры. Однако анализ деятельности занятых в этой сфере специалистов показывает, что сущностные психолого-педагогические особенности праздников для детей и молодежи отступают на второй, третий и т.д. планы, замещаясь организационными, технологическими и иными проблемами режиссерско-постановочной деятельности. Если в работах К.С. Станиславского, П.М. Ершова и др. режиссура рассматривается как практическая психология, то в отношении режиссуры массовых праздников такие задачи предстают как актуальные.

Анализ деятельности режиссера массовых праздников включает рассмотрение его творческой позиции как субъекта творческого замысла, режиссерско-постановочных решений, поиска выразительных и организационных средств и др., но не может ограничиваться этим, поскольку одной из наиболее психологически сложных задач предстает проблема совокупного, группового субъекта праздничного общения, реализующего сложное многообразное единство, воплощаемое в подлинном празднике. Поиск путей организации психолого-педагогически оправданного общения как механизма связи личности и культуры праздника пока предстает лишь на уровне сверхзадач режиссуры массовых праздников. Исходя из опыта нашей практической деятельности в этой сфере, можно говорить о том, что наиболее эффективны многолетние, становящиеся постепенно традиционными праздничные и фестивальные программы для детей, изначально организуемые в рамках четких целевых ориентиров: фестивали “Юные таланты Московии”, фестивали и праздники для детей-инвалидов “Надежда”, традиционные “Недели игры и игрушки”, “Недели детской книги” и другие из проводимых в Москве Комитетом образования. Они удачно дополняют городской календарь детских праздников, преодолевают известную установку “праздник ради праздника”, ориентируя общественность, семьи и самих детей на развитие творческой самодеятельности как условия развития личности и ее воспитания. В рамках таких программ обычно удается привлекать экспертов-психологов, дефектологов-консультантов, игропрактиков для решения специфических психолого-педагогических задач. Важным представляется формирование средств психолого-педагогической диагностики, экспресс-диагностики, экспертных обсуждений эффективности праздника как способа отработки возможной обратной связи, идущей от участников и зрителей праздничных представлений.

Психологам и педагогам несомненно требуется полнее учитывать место и роль праздника в жизни каждого человека, поскольку праздник занимает важное и весьма своеобразное место в очерченной С.Л. Рубинштейном системе “Человек и мир”.