Фонарев А.Р.

Психологический институт Российской академии образования. Москва

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Разрабатывая онтологию человеческой жизни, С.Л.Рубинштейн рассматривает ее через совокупность отношений к себе, к работе, к другим людям, к окружающей действительности. Существование любого человека как человека возможно только через безусловное принятие каждым - судьбы другого за свою собственную и обратного отношения Другого ко мне.

При изучении жизненного пути личности, на разных его этапах соотношение вклада внешних воздействий и внутренней детерминации различается и зависит от уровня личностного развития. С одной стороны, каждый поступок обусловлен уже сложившимися внутренними потребностями человека и внешними обстоятельствами его бытия, с другой стороны, одновременно складывается иная детерминация - актуально-целевая, которая непосредственно направляет личность к совершению определенного действия или поступка. Оба эти вида детерминации взаимодействуют, создавая тем самым объективную предпосылку внутренней противоречивости личности. И только нравственные основания поступка позволяют сохранить цельность личности, но на более высоком уровне ее развития. Расхождение между тем, чего удается добиться, и тем, что лежит в сфере возможностей, порождает внутреннюю неудовлетворенность, которая отражает противоречие между Я-реальным, наличным и Я-духовным. Разрешение данного противоречия можно рассмотреть с помощью понятия доминанты жизни. Доминанта жизни, наполненная нравственными принципами, освещает жизненный путь личности, для которой не существует колебаний в выборе конкретных поступков. Если доминанта жизни достаточно сильна, она может наполнить светом всю жизнь человека, отобрать энергию у других мотивов, обеспечить выход человека за пределы своих наличных возможностей. В основе такой доминанты жизни лежит возможность целостного переживания, наполненного нравственным смыслом, способность к преодолению внешних влияний и укрепления в своей ценностной позиции. Человек в таком случае готов пожертвовать ради избранной ценности любым из других своих мотивов, даже самой жизнью.

Одной из важнейших характеристик личности, которая направляет жизненный путь человека является нравственное осознание своего предназначения. Именно нравственные возможности личности, с помощью которых происходит как бы самодостраивание ее, соединяет разобщенные неосознаваемые установки. Направленность - это такая характеристика, которая соединяет в себе и отражает и собственно переживание, что составляет важнейшую характеристику сознания для С.Л. Рубинштейна. Направленность - это активность личности, осуществляющая объективацию самой личности в значимых для нее поступках. Поэтому направленность есть самовыражение личности в жизни, тенденция ее реализации. Таким образом, существуя как единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, самореализация личности является перманентным состоянием высокоразвитой личности, необходимой стороной жизненного пути, порождаемой ее свободной самодеятельностью. Необходимой, но отнюдь не единственной! Самоактуализация и самореализация являются лишь побочными продуктами реализации своего предназначения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с выделенными С.Л.Рубинштейном способами человеческого существования нами было выделено несколько модусов человеческого бытия, которые и определяют, как, каким образом используются различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности, ведут ли они к развитию, стагнации или регрессу существования человека.

Сущностной природе человека отвечает модус служения, когда основным жизненным отношением является любовь в отношении других людей, что позволяет человеку выходить за пределы своих наличных возможностей. При жизненном модусе социальных достижений основным отношением к жизни является соперничество, что обусловливает повышенную тревожность и неуверенность в себе. При модусе обладания другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей.

Следовательно, только при модусе служения о человеке можно говорить как о свободной личности, конституирующей свой жизненный мир и не зависящей от обстоятельств, а творящей их. Можно сказать, что в данном случае сама жизнь является творчеством.

Проведенные исследования показали ошибочность мнения, согласно которому личностный уровень построения своего жизненного пути характерен для самоактуализирующихся людей, которые стремятся усовершенствоваться настолько, насколько это соответствует их способностям, т.к. в этом случае вновь происходит приспособление, адаптация к требованиям общества или отдельных групп, что и препятствует развитию личности.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что для реализации личностного способа существования необходимо, чтобы все поступки человека в каждый момент времени соответствовали нравственным императивам, которые, способствуют реализации своего предназначения. В противном случае сама жизнь даст знать об этом в виде различных невротических и психосоматических расстройств.