Фонарев А.Р.

Психологический институт Российской академии образования. Москва

ЭТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ

Л.Н. Толстой писал, что люди только делают вид, что торгуют, строят, воюют. На самом деле они решают нравственные проблемы. Духовность является родовым способом существования человека, а нравственность - ее выражением в материальном мире.
Сущность личности проявляется в отношениях с другими людьми. Но нравственным является не любое отношение человека к человеку, а только такое, которое основано на любви к нему. Оно предполагает такое общение, когда другой человек не может быть орудием, средством для достижения каких-либо эгоистических целей. Любовное отношение к другому человеку предполагает выход за пределы наличной ситуации, который означает осознание человеком бесконечной природы своего собственного "я" и "я" другого, поэтому в данных условиях отношение к другому как в своему другому "я" становится единственно возможным. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна, этика, включенная в онтологию человеческого бытия, есть выражение включенности нравственности в жизнь. Здесь общение понимается не в смысле социально-психологическом, а в онтологическом, как основа бытия человека вообще в его взаимоотношениях с миром. Это означает внутреннюю сопричастность между самими объективными действительностями субъектов. Необходимо особо обратить внимание на то, что именно нравственность, а не моральность является основой такого отношения к действительности. Моральность подчинена нормам, принятым в данном обществе. Нравственность же ориентирована на самостоятельное принятие решений, абсолютные принципы и ценности. Нравственность как выражение духовности, возможна там, где произошло полное освобождение как от своей, так и от чужой самости. Особенно четко это различие морали и нравственности представлено в настоящее время в России. Мораль связана с актуальной ограниченностью человека как члена той или иной социальной группы в их наличном бытии и представляет собой конечную систему норм и правил. Она всегда групповая (сословная, классовая, национальная и т.д.). Мораль поэтому связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность - со свободой. Отсюда - нравственность следует рассматривать как характеристику бесконечности личности, существа постоянно трансцендирующего, т.е. овладевающего универсальными свойствами рода, а моральность как ее ограниченность, конечность.
Начало духовности в человеке не есть особая сфера, а есть творческая сила, которая определяет новое "качество" жизни. Но способности сколь бы бесконечно они не возрастали, не есть духовность, это еще не степень, не существо различий, не качественно другой уровень. Об этом свидетельствует тот факт, что часто даже успешно совершающаяся деятельность, "вдруг" начинает стопориться из-за того, что смысл ее противоречит нравственным императивам. О том, что наши способности являются выражением духовности говорит и тот факт, отмечаемый В.В. Зеньковским, что в раннем детстве (когда Лик еще не "замутнен" личиной) творчество идет легко и свободно, но позже, когда эмпирическая личность (периферия) овладевает человеком, это творчество становится более ограниченным.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что этическое отношение к действительности есть всегда больше, чем она сама, "она есть реальное духовное взаимодействие. Общение, будучи нашей связью с тем, что есть вне нас, вместе с тем входит в состав нашей жизни, есть ее часть и притом фактически весьма существенная часть" (С.Л. Франк). Всякое общение "Я" и "Ты" ведет к образованию новой реальности, которое расширяет возможности личности, но для расширения "Я" и образования новой реальности необходима действительная встреча "Я" и "Ты". Процесс диалогического отношения сохраняет в неприкосновенности каждого субъекта и "вклад" каждого из них в процессе "встречи"; оно порождает и некоторое "приращение". Так возникает что-то такое, чего не было ни в "Я", ни в "Ты" самих по себе и что впервые созидается самой встречей как нечто общее. "Встреча" с Другим в том и заключается, что является условием осуществления своей самости, но вне всякого своецентрического мерила (интересов, ожиданий), и происходит только ради Другого самого по себе. Вся полнота и вся конкретность субъектного бытия каждого участника встречи находится между ними. В этом слитном единстве, без какой-либо корысти, интереса, не междусубъектного (духовного) общения в данный момент, а понимания его как вневременного, как универсальный принцип всего человеческого существования и развития способностей. В этой "встрече" между "Я" и "Ты" образуется как бы то духовное "облако", в котором соединяются две сущности, а по окончании этого общения, все субъектные возможности, которые были объединены, становятся достоянием каждого из них, что и вызывает удвоение духовности каждого; это и является причиной развития способностей.
Эта "встреча" с Другим (и Другими) и отражает этическое отношение личности к миру.