Фонарев А.Р.

Психологический институт Российской академии образования. Москва

КРИЗИС ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Радикальные изменения, происходящие в нашей стране, переход к рыночным отношениям со всей остротой ставят вопросы смысла жизни и реализации своего предназначения. В настоящее время, когда одни ценности дискредитированы, а другие еще не найдены, решение этих вопросов обусловливает психологическое здоровье населения.

На основании предложенных С.Л. Рубинштейном двух основных способов существования человека нами было выделено три модуса бытия человека: обладания, социальных достижений и служения (А.Р. Фонарев, 1994-1999). Эти модусы выступают не только как этапы развития личности, но и как уровни этого развития. Механизм восхождения от одного модуса к другому происходит в условиях диалога, междусубъектного общения, понимаемого не как социально-психологический феномен, а как онтологическое основание субъективного бытия. Это возможно только тогда, когда человек сможет встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности в целом. Это - необходимое, но не достаточное условие. Необходимы еще внутренние ресурсы, позволяющие человеку не только оценить как бы со стороны свою жизнь, но и иметь силы реально изменить свое наличное бытие. Происходит это, когда в диалоге осуществляется ориентация не на реальную личность, а на ее сущность, на пробуждающееся или уже пробудившееся духовное “Я” клиента, на стимулирование его духовного роста; не на то, каков он есть, а на то, каким он может стать. При этом возникает высшее ценностно-смысловое единство, которое как бы образует то духовное “облако”, которое удваивает возможности соучастников диалога по преодолению трудностей, что позволяет обоим выходить за пределы своих реальных, наличных возможностей. Это выход за рамки самого себя и постижение Другого. Основой такого общения является любовь.

Если такого общения не происходит, невозможно решить психологические проблемы, обусловленные кризисом экзистенциального характера. Для пояснения сказанного приведем пример из нашей практики. Недавно за помощью обратилась учительница, потерявшая смысл жизни. Она по материальным соображениям была вынуждена покинуть школу. Однако если раньше работа в школе составляла смысл ее жизни, то теперь он оказался утерян. При попытке “пробиться” к ее духовному “Я”, было слышно только наличное “Я”. Пока не пробудится “Я-духовное” нельзя найти смысл жизни. После консультации клиентке стало хуже. И это понятно: пока человек сам не примет определенного решения, пусть даже не самого лучшего, уводящего его от своего предназначения, он находится в состоянии психологической неустойчивости. Одна ценностная система разрушена, другая - еще не найдена. Определенного дискомфорта, страдания при этом не избежать. Для преодоления данного состояния должны быть запущены механизмы психологической защиты; таким образом два “Я” - духовное и наличное будут отделены друг от друга, существуя как бы параллельно и не затрагивая друг друга. Теперь же, пусть это и не осознается, происходит диалог этих двух “Я”, что и обусловливает состояние клиентки. То, что человеку плохо - дает понять, что живет он не так, и что-то нужно изменить. Но для этого не хватает нравственной силы, нужно приложить определенные усилия, которых прилагать не хватает выносливости. Хочется, чтобы кто-нибудь за тебя принял решение. Вот он в действии феномен: бегство от свободы.

Таким образом, можно констатировать, что смысл жизни может найти только субъект, живущий духовной жизнью, в соответствии с нравственными принципами. Поэтому можно сделать вывод, что у обратившейся учительницы не было никакого смысла жизни, а было то, что В.Э. Чудновский называет “малым смыслом”. Позволю себе не согласиться с этим мнением. Не существует никакого “малого смысла”; это будет уже не смысл жизни, а конкретная цель. Цель ориентирована на достижение определенного результата, а смысл жизни - на реализацию своего предназначения.

В заключение отметим, что у людей, не живущих в соответствии с нравственными принципами, происходит “искривление” их жизненного пути. И в этом случае сама жизнь наказывает человека различными невротическими или психотическими расстройствами, и никакая терапия не дает должного эффекта.