Елисеев В.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Категория индивидуальности в духовно-нравственной традиции российской психологической мысли

(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 99-6-0058а)

Актуальной проблемой отечественной истории психологии является изучение духовно-нравственной традиции в российской психологической мысли. В центре этой традиции всегда стояла категория индивидуальности (в рамках святоотеческой мысли раскрываемая через категорию "личность", в смысли уникальности Божьего творения). Эта традиция опирается на эмпирический духовный опыт представителей православного подвижничества, отраженный в богатейшей многовековой святоотеческой литературе.

Православное подвижничество это более чем полуторотысячелетняя практика людей стремившихся очистить свою жизнь от зла и сделать ее инструментом добра, осуществляя призыв христианства к любви, как жертве за других людей. Это путь нравственного подвига переформирования человеческой личности в сторону добра, воспитания нравственно совершенной личности или "святого", опирающийся на определенную "технологию", в основе которой лежит оригинальные представления о структуре человеческой индивидуальности.

Человека рассматривается как триединство трех его составляющих: "духа" - "души" - "тела"; исследуются функции и взаимосвязи всех составляющих этого единства на разных этапах личностной эволюции человека. Эта трехчастная структура при раскрытии взаимоотношения ее составляющих, определяет типологические особенности личности. Здесь могут быть выделены два крайних типа личности, которые характеризуются взаимно перевернутыми иерархиями соотношения духа, души и тела: 1) Душа полностью подчинена потребностям тела и является его обслуживающим агентом, 2)душа полностью подчинена потребностям духа и обслуживает их. При этом направленности духа и тела считаются взаимно противоположными. Линия развития индивидуальности есть линия, соединяющая эти два состояния, и движение по ней возможно в 2-х прямо противоположных направлениях, что составляет центральный выбор человеческой жизни. Поскольку этот выбор совершается в течении всей жизни, то исходным тезисом духовной психологии является тезис о не совершенности человека, о пребывании его в состоянии растроенности - т.е. в таком, в котором не определено окончательно взаимоотношение трех его составляющих: духа, души и тела.

Естественным итогом человеческой жизни и должно быть достижение окончательного и уже не измененного соотношения этих начал, когда переход в иное состояние уже не возможен.