Дружинин В.Н.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

О психорегулятивной проблеме

Един ли предмет психологической науки? История методических дискуссий свидетельствует о том, что предмет психологии, по крайней мере, качественно не однороден. Точнее говоря, предмет психологии не только дифференцирован, но и включает в себя ряд качественно разнородных сущностей.

С начала XX Века разграничение предмета психологии шло по принципам: “сознательное – бессознательное”, “субъективная реальность – ментальные механизмы”, “сознание – поведение” и т.д. Каждое направление психологической науки выбирало свои характеристики предмета психологии. Возникновение этих направлений и было обусловлено объективной качественной неоднородностью предмета психологической науки.

Одна из главных дихотомий – разделение эндопсихики и зкзопсихики, предложенное А.Ф. Лазурским. Ментальные процессы, связанные с порождением и преобразованием психич6ской реальности, недоступные наблюдателю внешнему по отношению к субъекту, которому дано их содержание, на первый взгляд требуют иного языка описания, нежели процессы взаимодействия индивида и среды (или в терминах С.Л. Рубинштейна – взаимодействие человека и мира).

Попыткой преодолеть противоречия между эндо- и экзопсихикой стала концепция интериоризации. Изоморфизм “внешних” и “внутренних” процессов объяснялся первичностью “внешних” по отношению к “внутренним”. Если идти этим путем, то решение проблем психологии надо искать в исследовании внешних взаимодействий индивида и среды. Постулат психорегулятивной функции психики воздвигнутый У. Джеймсом, нашел свое осмысление в знаменитой формуле С.Л. Рубинштейна: действие внешних причин через внутренние условия. Он служит “переходным мостиком” между описанием эндо- и экзопсихической реальности.

Сегодня психологическая наука, на мой взгляд разделяется на две большие субнауки, как большая льдина раскалывается на две малые: науку о “внутренних” процессах – ментальную психологию (когнитивная психология, гуманистическая психология, психосемантика и пр.) и науку о внешних процессах – экологическую психологию (социальная психология, наука о поведении, дифференциальная психология и пр). Для первой науки базовым является описание психического как процесса (идущее от Джеймса и Рубинштейна), для второй – понимание психики как свойства. Наиболее ярко различия этих подходов проявляются в двух основных психологических подходах: ментальной психологии (или психологии ментальных когнитивных процессов) и экологической психологии, основанной на трудах Дж. Дж. Гибсона и Р. Г. Баркера.

Противоречие между описанием психики как процесса или как свойства фиксируется психорегуляционной проблемой. Ключом к ее решению является исследование собственной онтологии психической реальности.

Психическая реальность должна исследоваться как некая квазифизическая система, имеющая внешние свойства и существующая как процесс.