Дозорцева А.В., Сергиенко Е.А.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Когнитивные способности и исполнительные действия - динамика развития в раннем онтогенезе

(работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 99-06-80082)

Одним из фундаментальных вопросов психологической науки является вопрос соотношения восприятия и действия. В разных теориях вопрос о соотношении восприятия и действия решался отличным образом. Теория деятельности А.Н. Леонтьева фактически постулирует изоморфизм между восприятием и действием, тогда как в теории деятельности С.Л. Рубинштейна восприятие и действие находятся во взаимодействии и взаимообуславливающих отношениях.

Исполнительные манипулятивные действия младенцев являются лишь одним из показателей, характеризующих когнитивное развитие ребенка. Для оценки когнитивного развития неободимо предъявление задач адекватных моторной готовности ребенка к их исполнению.

Цель данной работы состоит в изучении соотношения развития ментальной представленности объектов и их пространственных характеристик и возможностей организации действий с предметами в раннем онтогенезе. Данное исследование является частью лонгитюдного исследования, которое в настоящее время проводится группой раннего онтогенеза в лаборатории когнитивных процессов под руководством Е.А.Сергиенко.

Для реализации вышеуказанной цели нами были поставлены следующие задачи:

1) исследование ментального и моторного развития младенцев различных возрастных групп;

2) сравнение выполнения младенцами 7, 12, 18 - месячного когнитивных задач различного вида;

3) определение соотношений между уровнем выполнением когнитивных задач и моторной готовностью к их исполнению.

Для исследования когнитивного развития выполнялись поисковые задачи Пиаже и пробы Даймонд. Задачи Даймонд отличаются от задач Пиаже тем, что объект, который доджен найти и взять ребенок, находится постоянно в поле его зрения (в прозрачной коробке). Ряд выполняемых проб требует для выполнения исполнительного мануального действия, а ряд проб оценивается по визуальному прослеживанию, предвосхищению события, фиксации взгяда, визуальному поиску. Для сравнения когнитивного и моторного развития был необходим анализ уровня моторной готовности детей к выполнению когнитивных задач. Для детальной оценки особенностей моторного развития использована специальная стандартизированная схема, разработанная руководителем лаборатории Е.А.Сергиенко.

В исследовании принимали участие 100 детей в возрасте от 6 до 18 месяцев (от 27 до 77 недель). Возраст испытуемых при проведении тестирования определялся с учетом коррекции на недоношенность. Испытуемые были разделены на 3 возрастные группы: 1) 6 - 8 месяцев (27-34 недели) (32 ребенка); 2) 9 - 12 месяцев (38-51 неделя) (34 ребенка); 3)14 - 18 месяцев (62-77 недель) (34 ребенка).

При сравнительном анализе выполнения когнитивных задач Пиаже и Даймонд подтверждает предположение об опережающем развитии ментальной представленности объектов и их пространственных характеристик (когнитивной составляющей психического развития) по сравнению с возможностями организации действий с предметами (исполнительной составляющей психического развития). У младенцев 7-8 месячного возраста обнаружено отставание тех форм моторного развития, которые необходимы для реализации исполнительных действий в когнитивных задачах Пиаже и Даймонд. Следовательно, в данном возрасте (7-8 месяцев) существует гетерохронность в развитии когнитивной и моторной составляющих психики ребенка, что не дает исследователям права судить об уровне ментальных представлений, используя в качестве критерия мануальные исполнительные действия.